Navigation bar
  Print document Start Previous page
 351 of 1766 
Next page End  

виде комплементарной модели, позволявший увидеть, как выбранный тип проблемы получал
приемлемое решение с помощью методов и понятий, соответствующих предпочитаемому теорет.
акценту. И, наконец, «Конвергирующие подходы к личности: Мюррей, Олпорт, Левин» (Converging
approaches to personality: Murray, Allport, Lewin). Каждая из этих работ подчеркивала разного рода
комплементарность, но все они, — если не открыто, то неявно, — руководствовались этим базисным
принципом.
Позднее стало очевидно, что принцип дополнительности, который, казалось, прекрасно
подходил для разграничения «спорных территорий» в психологии, стал ключевым для примирения
казалось бы непримиримых теорий в физике. В 1927 г. принцип дополнительности был предложен
Нильсом Бором в качестве альтернативы принципу неопределенности В. Гейзенберга и в качестве
нового способа примирения конфликтующих между собой волновой и квантовой теорий света. По Бору,
обе теории являются обоснованными и одинаково верными, если признать, что они востребованы
разными эмпирическими подходами и состоят на службе у этих подходов. Далеко не все физики
изъявили готовность согласиться с предложенным Бором решением, причем их неприятие касалось не
только теорий света, но и других проблем физики. В 1937 г., т. е. спустя несколько лет после
публикации статьи Розенцвейга о разных школах в психологии, Бор предложил не ограничивать
принцип дополнительности одной лишь физикой, а распространить его и на другие естественные науки,
включая биологию и психологию. Однако ни одна из работ Бора не была известна Розенцвейгу в период
между 1933 и 1944 гг., когда были опубликованы его собственные статьи.
Еще одно основание И. иллюстрирует рис. 1. Он наглядно демонстрирует то, что психология
исторически развивалась и существует сегодня как сопряженная композиция родственных наук. Эти
науки можно систематизировать не только в соответствии с традиционной иерархической вертикалью,
но и горизонтально, подразумевая под этим автономность каждой из дисциплин. Нет необходимости
низводить одну дисциплину до более низкого и более фундаментального уровня другой, к-рая, как
полагают, обладает «более высоким рангом» или большей объяснительной силой.
Рис. 1. Психология как сопряженная композиция наук
В XX в. психология позиционировала свое отношение к физике как психофизика, к физиологии
— как психофизиология, к биологии — как психобиология (на время о психодинамике можно забыть), а
сравнительно недавно, по отношению к социол. и антропологии — как психосоциология (или, говоря
иначе, как отрасли психосоциальных наук). Термин «социальная психология» конечно же употреблялся
в этом контексте как сопряженный с термином «культурная антропология».
А теперь вернемся к психодинамике, также отмеченной на рис. 1. Как следует из рис., термин И.
был введен вместо термина «психодинамика». Здесь мы видим уникальный пример
самосогласованности: И. — это психология sui generis (особого рода), ее даже можно назвать
«психопсихологией». В конце концов, психодинамика — и, даже с большим основанием, И. —
отстаивает свое право оставаться в своем собственном (эмпирическом) универсуме дискурса. Хотя кое-
кому из недоброжелателей подобная позиция, конечно, покажется субъективной, автору этих строк она
представляется и естественной, и верной. В самом широком смысле термина «поведенческий»
(behavioral)
например, в употреблении Р. С. Вудвортса, — И. является феноменологически
поведенческой.
Термин «науки о человеке» (humanics)
в верхней части схемы на рис. 1 — синоним более
знакомого термина «психология», но еще более правильным было бы использование термина «науки о
поведении» (behavioral sciences). В термине «науки о человеке» отражено то, что психология в
действительности, хоть это и неочевидно, представляет собой составную дисциплину, образованную
сопряженными субдисциплинами. Чтобы составить полное представление о т. н. психологии,
необходимо учитывать все входящие в нее сопряженные субдисциплины.
Hosted by uCoz