Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 1766 
Next page End  

уровне развития. Действие материнских факторов подчеркивается в исслед. Черноффа: беременные
мыши разных генетических линий, получавшие сравнимые дозы алкоголя, имели разные уровни
алкоголя в крови, причем в группе с более высоким уровнем чаще отмечались случаи аномалий у
потомства.
А. с. п. у подростков и взрослых
Признаки А. с. п. в неск. измененном виде сохраняются и у взрослых. Согласно лонгитюдным
исслед., подростки и взрослые с А. с. п. —
АЭП имеют рост и окружность головы примерно на 2
стандартных отклонения ниже среднего, хотя вариабильность этого высока; с возрастом не отмечается
значимой компенсации роста. Характерно малый вес детей с А. с. п. —АЭП в значительной мере
выравнивается, несмотря на то, что соотношение веса и роста подвержено еще большей вариабильности
по сравнению с др. параметрами.
Лицевые дисморфические признаки детей с А. с. п. с возрастом становятся менее отчетливыми.
Хотя нек-рые черты (такие, как короткая пальпебральная щель) остаются, развитие др. участков
снижает общую выраженность аномальной внешности.
Средний IQ у 61 подростка и взрослого с А. с. п.—АЭП, по данным Стрейсгут и др., составил 68,
что соответствует легкой степени задержки умственного развития. Средний уровень был равен 66 для
А. с. п. и 73 для АЭП. Вариабильность IQ
была высока — от 20 до 105; IQ всех обследованных без
диагноза А. с. п. был выше нижней границы интервала 90—109. Те, у кого в детстве была наиболее
выражена задержка роста и дисморфия лица, позднее сохраняли наиболее низкий уровень IQ. Лишь 6%
от 61 посещали обычную школу без специальной помощи, 28% — спецшколы, 15% не учились и не
работали и 9% работали в лечебно-трудовых мастерских. На фоне общей широты дефектов учебных
навыков особенно выделялись арифметические. Уровень успеваемости с возрастом не повышался. Даже
индивидуумы с А. с. п. — АЭП, но без задержки умственного развития, демонстрировали плохую соц.
адаптацию и повышенный уровень дезадаптивности поведения, включая низкую концентрацию
внимания, трудности в общении, импульсивность, лживость и нечестность. Однако выраженная
нестабильность их семейной обстановки не дает возможности определить, связаны ли эти проявления с
пренатальной экспозицией к алкоголю или действием бытовой обстановки после рождения. Они могут
тж быть рез-том отношений между трудным ребенком и некомпетентным в воспитании родителем.
Лишь 9% жили с двумя родителями; матери у 66% умерли, мн. — по причинам, связанным с
алкоголизмом.
Профилактика
Несмотря на то что А. с. п. теоретически доступен профилактике на 100%, на практике с этим
могут возникнуть затруднения. Известна резистентность алкоголизма к лечению: рецидивы составляют
75% в течение первого года после терапии. Т. о., программы ознакомления с отрицательными
эффектами пренатальной алкоголизации могут снизить потребление алкоголя у умеренно пьющих
женщин во время беременности, но имеют мало шансов повлиять на выраженных алкоголичек, дети к-
рых представляют собой группу наивысшего риска. В принципе, предлагаются разнообразные
программы общего типа, но необходима разраб. программ лечения и профилактики специально для
женщин, чтобы снизить распространенность этой трагической патологии.
См. также Лечение алкоголизма, Родовая травма, Отсутствие заботы о детях, Эффекты
депривации, Эмбрион и плод, Развитие младенца, Минимальная мозговая дисфункция (диагноз),
Минимальная мозговая дисфункция (вмешательство), Нейротоксичные вещества, Злоупотребление
психоактивными веществами
Р. Т. Браун
Альтернативные докторские программы (alternative doctoral programs)
В США большинство людей, стремящихся получить докторскую степень в психологии или в
смежных с ней науках (напр., степень д-ра философии, психологии, педагогики, соц. работы),
записываются на соотв. программы в гос. или частных ун-тах, где психология —
одна из неск.
специализаций. Тем не менее нек-рые студенты предпочитают традиционным программам получения
докторской степени альтернативные. Спенс призывал создателей разных программ проявить «взаимную
терпимость», а не создавать «единственную, идеальную модель, к-рую все учеб. заведения должны
принять на вооружение».
Нек-рые программы являются альтернативными в том смысле, что они не утверждены на уровне
штата и не аккредитованы региональным органом аккредитации или Американской психологической
Hosted by uCoz