Navigation bar
  Print document Start Previous page
 369 of 1766 
Next page End  

Высокие, пронзительные звуки, особенно непрерывно издаваемые на одной ноте, с трудом поддаются
локализации.
Тактильная И. «зайчика» — И. локализации, состоящая в искажении знания о том, где именно
ощущаются быстрые, короткие прикосновения к коже. Если на предплечье закрепить 3 вибратора на
расстоянии 4 дюймов один от др. и подать 5 последовательных импульсов сначала на нижний, затем на
средний и, наконец, на верхний вибратор, то чел. ощущает не отдельные очереди толчков в трех
различных точках, а серию из 15 толчков, распространяющихся по предплечью, как если бы вверх по
руке прыгал «зайчик». Аналогичный эффект можно получить в слуховой модальности: если 7
последовательных звуковых сигналов передавать через 3 динамика, чел. слышит 7 звуков в различных
местах — слуховая И. «зайчика». Центральная область сетчатки — фовеа — отличается высокой
точностью пространственной локализации, но при стимуляции последовательными световыми
вспышками ее периферии можно тж вызвать И. большего количества пространственно разнесенных
источников света, чем есть на самом деле. Т. о., И. прыгающего «зайчика» является мультисенсорной.
Вкусовые И. относятся к И. контраста, в к-рых вкус одного вещества влияет на последующее
ощущение вкуса др. вещества. Соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее
горчить.
См. также Кажущееся движение, Воспринимаемый размер, Восприятие (перцепция)
Р. Д. Уолк
Имплицитное научение и имплицитная память (implicit learning and memory)
И. н. и И. п. характеризуются улучшением в продуктивности выполнения задачи, к-рое, по-
видимому, не зависит от сознательных усилий субъекта и не сопровождается к.-л. формой
сознательного опыта, непосредственно связанной с таким улучшением. Несмотря на то, что этот вид
неосознанного поведенческого функционирования известен, по крайней мере, уже одно столетие, его
теорет. значение было осмыслено лишь в 1980-х гг.
Поскольку демонстрация научения с необходимостью зависит от нек-рой формы сохранения
следов прошлого опыта, научение и память настолько тесно переплетены между собой, что провести
между ними грань практически невозможно. Тем не менее, можно провести относительное различие:
научение определяется как процесс, посредством к-рого достигается изменение поведения в нек-рой
проблемной ситуации, обычно в направлении улучшения его продуктивности, а память определяется
как последующая демонстрация сохранения самих результатов опыта.
Имплицитное научение
И. н. лучше всего описать на примере. Хорошей иллюстрацией могут служить две совр.
исследовательские программы.
Искусственная грамматика Ребера
Применение Ребером искусственной грамматики (artificial grammar)
в качестве эксперим.
задания послужило неиссякаемым источником результатов, непосредственно касающихся роли, к-рую
могут играть в научении неосознаваемые процессы. В первом исслед. Ребера множество цепочек букв
(небольшого числа согласных) предъявлялось в порядке, задаваемом в соответствии с настолько
сложным набором правил, что они, фактически, не могли распознаваться испытуемыми. Тем не менее,
испытуемые демонстрировали прогрессивное улучшение в своей способности дифференцировать
грамматические (т. е., построенные в соответствии с правилами) и неграмматические цепочки. В одном
из последующих, особенно убедительных исслед., испытуемые, к-рым была дана специальная
инструкция найти эти правила и дать им словесную формулировку, не только не могли найти хотя бы
одно из таких правил, но тж снижали при этом свои результаты в дифференцировании грамматических
и неграмматических цепочек букв. Ребер привел детальное описание этих исслед. в своей обзорной
статье.
Научение паттернам Левицки и Хилла
Павел Левицки и Томас Хилл разработали ряд задач на перцептивное научение, к-рые
продемонстрировали необычайно высокий объем неосознаваемого приобретения когнитивной информ.
В своих ранних экспериментах они изучали способность испытуемых обнаруживать и использовать
ковариации в стимульных паттернах. Напр., когда в перцептивных задачах присутствовала неочевидная
ковариация отвлекающих признаков и местоположения цели (такой как цифра) в матричном паттерне,
испытуемые в неск. экспериментах оказывались в состоянии определять эти цели с возрастающей
эффективностью, несмотря на их неспособность дать объяснение своему успеху. Тот же феномен
Hosted by uCoz