Navigation bar
  Print document Start Previous page
 381 of 1766 
Next page End  

таких сопутствующих факторах, как физ., умственное и эмоциональное состояние человека в момент
прохождения теста; его способность понять, чего именно от него ждут и как эффективно использовать
имеющийся материал; время суток, день недели или время года; обстановка, в к-рой проводится
тестирование: температура воздуха в помещении, его освещенность и звукоизоляция. Любой из этих
факторов, как и мн. другие, может сказаться на результатах конкретного человека в конкретный момент
времени.
См. также Хромосомные нарушения, Дифференциальная психология, Развитие на протяжении
жизни
Ф. Д. Бреслин
Индикатор типов Майерс—Бриггс (MyersBriggs type indicator)
И. т. М-Б. — это средство оценки личности, предназначенное для определения того, как разные
люди воспринимают и судят. Этот инструмент был задуман как практ. внедрение теории типов К.
Юнга. И. т. М-Б. создавался для оценки следующих четырех биполярных измерений.
1. Экстраверсия — интроверсия: направлено ли внимание индивидуума на людей и вещи или на
идеи.
2. Ощущение — интуиция: предпочитает ли индивидуум воспринимать информ. посредством
органов чувств или посредством интуиции.
3. Мышление — чувство: предпочитает ли индивидуум опираться в своих суждениях на
логическое и аналитическое мышление или на чувства.
4. Суждение — перцепция: предпочитает ли индивидуум суждение или перцепцию как образ
жизни. То есть оценивает ли он события с т. зр. нек-рого набора критериев (норм, стандартов и т. д) или
просто переживает их?
Ценность И. т. М-Б. заключается в объединении в одно целое этих четырех биполярных
измерений, что дает 16 комбинаций, отличающихся однозначно определяемым и характерным шифром
паттерна оценок. Эти 16 интерпретаций стали предметом множества исслед., часть к-рых не всегда
осуществлялась с надлежащей строгостью или проводилась на основе сомнительных планов.
В ряде исслед. были установлены значимые связи типа индивидуума с измерениями личности,
интересами и характеристиками учеб. деятельности у студентов колледжей. В др. исслед. обнаружена
связь типа индивидуума с креативностью у представителей различных профессий.
И. т. М-Б. — это бланковый опросник без ограничения времени заполнения, хотя обычно оно
составляет около 1 часа. Подсчет показателей может осуществляться машиной либо вручную. Нормы
для анализа рез-тов осн. на обследовании уч-ся старших классов, студентов колледжей и др. учеб.
заведений, с разделением по полу и области выбранной специализации. Коэффициенты надежности,
вычисленные на шести выборках (по 100 уч-ся в каждой) методом расщепления теста на эквивалентные
половины, варьируют от 0,66 до 0,91 для лиц мужского пола и от 0,74 до 0,93 для лиц женского пола.
См. также Аналитическая психология, Оценка личности
Р. С. Эндрулис
Инженерная психология (engineering psychology)
И. п. — это ветвь психологии, к-рая изучает челов. поведение в его связи с оборудованием,
компьютерными программами, производственными условиями и системами «человек — машина»,
характерными для совр. техники и технологии. В первую очередь ее интересуют возможности и
ограничения челов. деятельности касающиеся использования техники, технологии и ее продуктов, а тж
способы подготовки людей и создания машин, обеспечивающие их приспособление друг к другу. Слово
«машины» здесь следует понимать в широком значении: это творения не только инженеров, но и
программистов, аналитиков, архитекторов, разработчиков программ производственного обучения и
проектировщиков.
Неудивительно, что инж. психологи часто поддерживают связь с этими дисциплинами, а тж с
физ. антропологией и физиол. В рамках психологии инж. психологи тесно соприкасаются не только с
эксперим. психологией, к-рая воспитала большинство первых инж. психологов, но и с областями
организационной и промышленной психологии, психологии персонала и оперантного поведения.
Однако они отличаются от представителей этих областей, так как делают акцент на физ.
характеристиках техники как источнике входных сигналов для поведения чел. и реципиента его
Hosted by uCoz