Navigation bar
  Print document Start Previous page
 385 of 1766 
Next page End  

определяет себя как эксперим. психологов, или как специалистов в области челов. факторов.
За пределами США И. п. занимает сильные позиции в России и Великобритании; в различных
европейских странах тж есть выдающиеся инж. психологи.
Перспективы
До тех пор пока будет продолжаться технический прогресс и будут возникать все новые и новые
процессы, требующие участия людей или используемых ими новых продуктов, будет оставаться
необходимость в И. п. или, по крайней мере, в психологах, занимающихся изучением взаимодействия
между техникой и людьми. Отличительной чертой совр. техники является автоматизация — на пр-ве, в
офисах, а тж разнообразных продуктов. Возрастающая неточность или ненадежность показывает, что и
в какой степени еще можно или следует автоматизировать. Инж. психологи могут способствовать
разрешению этой проблемы, продолжая раскрывать челов. способности и ограничения (особенно
когнитивные) в опирающейся на технику деятельности, и в то же время изучая с осторожным
скептицизмом то, что умные машины могут и чего они не могут делать.
Вместе с тем перед И. п. встают новые задачи, позволяющие расширить ее поле деятельности.
Техника воздействует на челов. поведение еще в большей степени, чем на трудовые умения. Какие
чувства люди испытывают, почему они поступают так, а не иначе, и каковы их взаимоотношения с др.
— на эти эмоциональные, мотивационные и соц. переменные тж оказывает влияние техника, а они, в
свою очередь, влияют на те формы, к-рые она приобретает. Поскольку эти соображения требуют
систематического изучения физ. мира техники, практически все психологи оставляют их без внимания
или, в лучшем случае, рассматривают весьма поверхностно. Представляется логичным, что И. п. — или
психология совр. техники — «кандидат» на заполнение этого пробела.
См. также Прикладные исследования, Человеческие факторы, Проектирование рабочих заданий
Г. М. Парсонс
Инновационные процессы (innovation processes)
Учение о нововведениях описывает процесс, посредством к-рого идеи преобразуются в новые
продукты, физ. или соц. процессы, или технологии и, в конечном сч¸те, вводятся во всеобщее
употребление. Как область исслед., изучение нововведений характеризуется сильными
междисциплинарными традициями, но тж нечетким множеством единиц анализа и ограниченным
числом интегрирующих понятий. Отчасти это объясняется тем, что феномен инновации возникает как в
частных, так и в общественных орг-циях; может длиться на протяжении ряда лет; охватывает
нововведения как в области материальной технологии, так и в сфере соц. систем; может касаться
деятельности отдельного чел., группы или орг-ции.
В соответствии с одним из наиболее распростр. представлений, процесс инновации развивается
линейным образом и состоит из ряда стадий: а) приобретение начального знания об инновации; б)
убеждение в ее преимуществах; в) решение о ее внедрении; г) поддержка этого решения. Эта
конкретная стадиальная модель приведена только в иллюстративных целях; помимо нее было разраб.
множество др. моделей.
Одним из важных дополнений явилось расширение продольного (лонгитюдного) анализа
процессов инновации для более детального рассмотрения поведения после принятия решения о ее
внедрении. Большинство ранних исслед. по инновации проводились в условиях сельского хозяйства,
где любой отдельно взятый чел. мог или воспользоваться, или не воспользоваться новым продуктом
совершенно открытым и недвусмысленным образом. Когда эта область столкнулась с изучением более
сложных инноваций в условиях орг-ции, стало очевидным, что ключевой проблемой процесса
инновации оказывается внедрение. Обнаружилось, в частности, что невзирая на положительные
решения о нововведениях, они зачастую могут прекращаться, не полностью разворачиваться, или
существенно изменяться либо приспосабливаться к текущим условиям искажающими их сущность
способами.
Сообразно с упомянутыми направлениями исслед. росло осознание того факта, что инновация
является организационным феноменом. Это осознание повлекло за собой два важных последствия: а)
увеличение интереса к организационным и ситуативным переменным, оказывающим влияние на
инновацию; б) расширение области исслед. за пределы анализа распространения инновации среди
пользователей, чтобы включить в нее и то, как разраб. инновации производителями.
Анализ собранных данных, касающихся инновационных процессов в частных фирмах, показал,
что малые фирмы являются несоизмеримо более способными к нововведениям в сфере создания и
Hosted by uCoz