Navigation bar
  Print document Start Previous page
 392 of 1766 
Next page End  

приматы и птицы так успешно решают эти задачи, может таиться не столько в их интеллектуальном
уровне, сколько в развитии зрительной системы. Настолько же сложно уравнять задачи, предлагаемые
представителям различных видов, в отношении уровня мотивации, силы подкрепления и двигательных
возможностей каждого вида. Не существует практически никаких сомнений в том, что создать простую
шкалу интеллекта не удастся.
Рассудочная деятельность и инсайт
Э. Л. Торндайк практически не обнаружил доказательств присутствия мышления или интуиции в
ходе исслед. научения у животных. Др. исследователи утверждают, что подобное заключение было
неизбежным, особенно если принять во внимание условия экспериментов Э. Л. Торндайка. К¸лер
разраб. множество заданий, в ходе выполнения к-рых шимпанзе искали путь к цели, заблокированной
неск. промежуточными задачами, нуждающимися в решении. В нек-рых заданиях обезьяны должны
были построить пирамиду из ящиков, чтобы достать бананы, подвешенные к потолку. В др. случаях для
получения награды было необходимо соединить вместе палки или совершить с ними какие-то иные
манипуляции. Казалось, человекообразные обезьяны К¸лера находили неожиданные, интуитивные (по
типу инсайта) решения поставленных перед ними проблем. Др. ученые утверждали, что на выполнение
шимпанзе этих заданий влияют естественные, встречающиеся в природе реакции на подобные стимулы,
а тж предварительное знакомство и игры с ними. Доказать, что в подобных опытах животные находили
решение именно путем инсайта, крайне трудно.
Специальные способности к научению
Никому не удается избежать удивления, наблюдая ту легкость, с к-рой одни животные
научаются решать нек-рые задачи, тогда как др. испытывают при этом серьезные затруднения. Роющие
осы способны научиться сложной отсроченной реакции на содержимое неск. норок. Синие овсянки
следят за движением звезд и находят Полярную звезду по характеру вращения звездного неба. Крысы,
пережившие отравление, избегают в следующий раз есть пищу с таким же вкусом, однако они могут
вернуться на то место, где это произошло, и есть пищу, к-рая выглядит сходным образом. Хотя очень
легко научить крысу убегать, чтобы не получить удар тока, гораздо сложнее научить ее оставаться на
месте и нажимать на рычаг, чтобы избежать электрошока.
Во всех этих ситуациях животные кажутся «подготовленными» к научению одним вещам и
«неготовыми» научаться др. Адаптируясь к определенным нишам, каждый вид должен решать
определенные задачи. Научение — часть такого приспособления, а способность к научению
(естественно, научению определенным вещам) подвержена действию естественного отбора наряду с др.
признаками.
В последнее время все большую популярность приобретает идея о том, что эволюция не
порождает постепенного однонаправленного повышения уровня интеллекта. Напротив, виды
эволюционировали в направлении развития специальных способностей к научению, необходимых для
их выживания и размножения в специфических нишах. Лежащие в основе этого процессы могут быть
(но могут и не быть) идентичными у всех видов. Естественный отбор гарантирует, что животные могут
научаться вещам, жизненно важным для них. Некий обобщенный абстрактный «интеллект» может
выполнять роль критерия для конкретного ученого и не быть необходимым для дифференцированного
выживания и размножения организмов в естественной среде обитания.
Перспективы
Люди — это явно «зрительный» биолог. вид с хорошо развитой способностью к научению. Мы
склонны оценивать др. виды с т. зр. наших собственных предпочтений и нашего собственного способа
адаптации. Следует признать, однако, что сложное научение является всего лишь одним из средств
адаптации. Там, где ситуация и соотв. реакции предсказуемы и стабильны в течение длительного
периода эволюции, гораздо лучшим способом могут оказаться реакции, жестко детерминированные
генотипом, а не подверженные капризам научения. Др. виды адаптировались иными способами, чем мы
сами. И не следует удивляться тому факту, что нам не удается затолкнуть их в ячейки одномерной
шкалы. Кроме того, как писал Харлоу, «не существует доказательств существования интеллектуальной
пропасти в к.-л. точке, и нет никаких данных, к-рые подтверждали бы предположение о том, что между
людьми и обезьянами существует более глубокая пропасть, чем между обезьянами и их ближайшими
родственниками».
См. также Социобиология животных, Интеллект человека, Инстинктивное поведение
Д. А. Дьюсбери
Интеллект человека (human intelligence)
Hosted by uCoz