Navigation bar
  Print document Start Previous page
 394 of 1766 
Next page End  

получение показателей по семи различным способностям. Свидетельством влияния авторитета
Терстоуна стало создание в скором времени Батареи тестов общих способностей (GATB), ставшей
официальным инструментом правительства США. Входящие в батарею тесты позволяли оценивать
способности к разного рода работе. Впоследствии Служба тестирования в образовании подготовила
более широкий набор факторных тестов.
Тестовые батареи
Во время II мировой войны военно-воздушные силы США обратились к психологам с целью
улучшить отбор военнослужащих для летной подготовки. Для оценки интеллектуального статуса был
использован многомерный подход. По рез-там факторного анализа были выделены новые факторы,
позволяющие определить, какая группа факторных тестов позволяет прогнозировать успешность той
или иной деятельности; для повышения точности прогноза разным тестам приписывались разные веса.
Разные виды тестов с разными весами давали возможность прогнозировать успешность разных
видов деятельности, предиктором успеха тж служил более высокий уровень образования. Тестовые
батареи хорошо зарекомендовали себя в области профориентации и профотбора гражданских лиц.
Тесты для оценки интеллекта младенцев
Даже в очень краткой истории тестов интеллекта нельзя не отметить тесты, созданные для
измерения интеллекта младенцев. Рез-т их применения оказался неожиданным и неск.
обескураживающим: показатель IQ младенцев, определенный с помощью таких тестов, не коррелировал
с IQ этих детей в более старшем возрасте. Возможно, это объясняется тем, что маленькие дети
проявляют иные способности, чем те, к-рые предположительно измеряются этими тестами.
Природа человеческого интеллекта
За исключением Бине, др. исследователи, занимавшиеся разраб. тестов в начале XX в.,
практически не интересовались природой интеллекта. Перед ними стояли конкретные практ. задачи.
Тем не менее, нек-рые психологи задавались вопросом, что же такое интеллект. Попытки дать
определение интеллекта прекратились лишь когда Э. Боринг в шутку заметил, что интеллект — это то,
что измеряется тестами. Это высказывание побудило специалистов заняться более глубоким анализом
самих тестов, чтобы понять, какие именно умственные операции требуются от тестируемого, чтобы
получить высокие показатели по тому или иному тесту.
Интеллект как способность к научению
Сторонники естественнонаучного подхода полагали, что интеллект есть не что иное, как
способность к научению, поскольку речь идет об умении индивидуума приспособиться к новым
условиям окружающей среды. Бине и др. связывали интеллект с различиями между неуспевающими и
успевающими учениками в школе. В рез-те проведенных экспериментов удалось установить, что IQ
и
скорость научения при разных заданиях весьма слабо связаны между собой, причем сила этой связи
варьирует в зависимости от конкретного задания. Был сделан вывод о том, что не существует
универсальной способности к научению. В дальнейшем эксперименты показали, что разные
способности связаны с эффективным выполнением одной и той же задачи на разных этапах обучения и
что значение этих разных способностей меняется по мере того, как происходит научение.
Коэффициент корреляции: факторный анализ
Наибольшее распространение получил подход, осн. на вычислении коэффициентов корреляции
между парами тестов.
Предполагается, что два теста, положительно коррелирующих между собой, измеряют одну и ту
же способность (или неск. способностей). Если корреляция между двумя тестами равна нулю, то между
ними нет ничего общего: они измеряют независимые способности или факторы. Когда два или более
теста имеют общий фактор, это значит, что испытуемому необходимо проявить при тестировании одни
и те же умственные процессы в зависимости от природы оцениваемой способности. Общая для двух и
более тестов способность называется «фактором». Процедура выявления факторов из интеркорреляций
получила название «факторного анализа».
Исторические модели интеллекта
Рез-ты факторного анализа позволили предложить неск. моделей интеллекта. Эти модели
отражают логические взаимосвязи между факторами.
Однофакторная модель Спирмена
Первая модель была предложена Ч. Спирменом, создателем факторного анализа. Спирмен был
убежден, что интеллект представляет собой единую общую способность, к-рая проявляется при
выполнении всех интеллектуальных тестов. Кроме того, каждый тест характеризуется присущим только
ему «специфическим» фактором. Универсальный фактор был назван Спирменом g
(от general
Hosted by uCoz