Navigation bar
  Print document Start Previous page
 396 of 1766 
Next page End  

Эффекты сенсорной депривации или обогащения среды изучались и на детях, и на детенышах
животных. В последнем случае депривация достигалась путем помещения подопытного животного с
первых дней жизни в камеру с ровными серыми стенами. Что касается детей, испытуемые подбирались
из числа слабовидящих или слабослышащих с рождения. Как у животных, так и у детей наблюдалось
замедленное развитие клеток головного мозга и плохое выполнение эксперим. заданий. Сенсорное
обогащение среды обеспечивалось за счет многообразия цветов, звуков и наличия различных объектов в
окружении испытуемого ребенка или подопытного животного. В рез-те дети и животные лучше
справлялись с психол. тестами. Даже низшие животные демонстрировали прогресс в поведении.
Жизнь в сиротском приюте тж является своего рода депривацией, так как дети испытывают
недостаток в персональном внимании и заботе, обычных в нормальных семьях. Как правило, такие дети
отличаются замедленным интеллектуальным развитием.
IQ коррелирует с нек-рыми особенностями родителей, к-рые предположительно влияют на
развитие ребенка. К сожалению, нек-рые из таких влияний тж связаны с IQ
родителей, т. е. содержат
вклад наследственности. Хэвигх¸рст и Бриз обнаружили, что различные тесты, имеющие отношение к
академическим способностям, сильнее коррелируют с уровнем образования родителей, чем тесты
неакадемических способностей.
Изучая влияние факторов окружающей среды на интеллект, важно учитывать объем и вид
образования, получаемого ребенком. В Англии у детей, живущих на баржах и посещавших в силу этого
всего 5% учебных занятий в школе, средний IQ был равен 70. Чем дольше дети жили в этих условиях,
тем больше снижался их IQ. В возрасте 4 лет их средний IQ
был равен 90, а к 12 годам упал до 60.
Сходные данные были получены и в США. Вернон привел рез-ты исслед., свидетельствующие о том,
что дети, не имевшие возможностей нормально учиться, демонстрировали заметный прирост IQ
после
появления таких возможностей. Как и следовало ожидать, при низком качестве образования сильнее
снижаются показатели вербальных тестов, чем невербальных.
В нек-рых исслед. изучался не столько объем, сколько вид образования и его влияние на уровень
выполнения различных тестов. Одно крупное исслед. провели Бройлер, Торндайк и Вулъярд. В начале и
конце учеб. года почти 13 000 уч-ся средних школ были предложены тесты. Между двумя сеансами
тестирования эти уч-ся выбирали для изучения различные предметы. Максимальный рост IQ
был
зафиксирован у уч-ся, к-рые занимались естественными науками, математикой и языками, а
минимальный — у занимавшихся театральным искусством и домоводством.
Посещение детского сада часто сопровождается ростом IQ, хотя это не обязательно: все зависит
от программы работы с детьми в конкретном учреждении. То же самое можно сказать об эффектах
программ Head Start:
чем дольше ребенок участвует в таких программах, тем большие выгоды он
извлекает, правда, в том случае, когда они вообще есть. Наилучшие рез-ты достигаются при вовлечении
в программу матерей: заручившись согласием матери, можно обучить ее правильно заниматься с
ребенком. Как правило, в таких условиях IQ возрастает на 15 пунктов.
Среди факторов окружающей среды, оказывающих влияние на развитие интеллекта, следует
упомянуть физиолог. условия. Одни факторы действуют еще до рождения ребенка, др. — во время
рождения, а третьи уже после рождения. Кровь матери одновременно является и кровью плода.
Соответственно, питание матери, принимаемые во время беременности лекарства, привычки, в т. ч.
курение и потребление алкоголя — все это может повлиять на интеллект ребенка, как, впрочем, и
психич. состояние матери, напр. испытываемый ею стресс. Роды тж не всегда происходят гладко,
иногда вызывая повреждение структур головного мозга.
Половые различия
В какой мере интеллект связан с полом человека? Обычно такой вопрос задается именно в этой
общей формулировке, хотя более целесообразно вести речь о специальных способностях: при наличии
разнонаправленных тенденций по неск. тестам суммарный показатель может и не измениться.
Различия в IQ обнаруживаются то в пользу лиц мужского пола, то в пользу лиц женского пола, в
зависимости от возрастного уровня обследуемых и компонентов используемого теста. В Векслеровской
шкале интеллекта взрослых, напр., мужчины в среднем имеют преимущества по пяти тестам, женщины
— по четырем, а два теста не позволяют выявить никаких различий. Общий показатель по тесту дает
незначительное преимущество мужчинам.
Различия в специальных способностях
В др. исслед. половых различий, использующих специальные тесты, половые различия тж
оказываются разнонаправленными. Что касается особенностей умственных операций, лица мужского
пола лучше показывают себя в тестах познавательных способностей, тогда как лица женского пола
Hosted by uCoz