Navigation bar
  Print document Start Previous page
 398 of 1766 
Next page End  

он назвал «спадом четвертого класса» (forth-grade slump)
для мальчиков из разных стран и культур.
Позднее происходит восстановление прежнего уровня и возобновление прогресса. Рез-ты др. исслед. с
аналогичными тестами свидетельствуют о том, что их показатели достигают уровня зрелости в период
между 20 и 25 годами.
В ряде работ анализировалась реальная творческая продукция высшего уровня, созданная
признанными творцами. Лидерами в этой области исслед. были Леман и Россман. Годы наивысшего
качества творческой продукции, по оценкам экспертов, варьировали для разных областей деятельности
(изобретателей, ученых, писателей), но приходились преимущественно на возраст 25—30 лет или
немного позже, чем это имело место в отношении тестов творческих способностей. Количество
продукции остается относительно постоянным даже в пожилом возрасте.
Качественное описание роста
Наиболее детальное описание развития интеллектуальных функций дал Жан Пиаже. Он
руководствовался стремлением выяснить, как люди приобретают и используют знания.
То, что Пиаже рассматривал как отчетливые стадии и подстадии развития интеллекта,
начинается с младенца и его стимульно-реактивных «схем». Младенец наблюдает не только за
окружающей средой, но и за последствиями своих действий, при необходимости внося в них
коррективы. Первыми двумя стадиями, по Пиаже, являются: а) стадия психомоторной активности,
продолжающаяся с момента рождения до 2 лет; б) стадия конкретных операций, продолжающаяся с 2
до 11 лет, когда происходит накопление конкретной информ., тесно связанной с окружением ребенка.
Третья стадия, от 11 до 15 лет, связана с формальными операциями. Она предполагает наличие
абстрактных идей вместе с использованием суждений и логического рассуждения. Мн. люди так
никогда и не достигают этого уровня развития интеллекта в связи с примитивными условиями
проживания.
Интеллектуальное снижение
Один из надежных источников сведений о возрастном снижении IQ
работы Векслера.
Построенная им кривая зависимости между IQ и возрастом после достижения зрелости интеллекта
показывает наличие пика в возрасте между 20 и 25 годами, небольшое снижение к 50 годам и неск.
более выраженное снижение к 75 годам. Данных по людям старше 75 лет у Векслера не было.
Анализируя возрастную динамику отдельных способностей, измеряемых 11 субтестами шкалы,
Векслер получил значительно варьирующие рез-ты. Напр., показатели по субтесту «Осведомленность»
практически не снижались вплоть до возраста 75 лет. С др. стороны, рез-ты субтеста «Цифровые
символы» необычайно резко ухудшались после 25-летнего возраста.
Имеются и др. сведения о снижении специальных способностей с возрастом. Из бытовых
наблюдений известно, что пожилые люди часто страдают потерей памяти. Др. способности могут
поддерживаться относительно сохранными.
Когда способности разграничиваются по видам информ., наиболее заметное снижение
происходит в умении работать с системами, такими как ряды или последовательности, и др.
паттернами. Этот дефект проявляется в том, что пожилым людям трудно понять и запомнить, напр.,
сложные инструкции при прохождении тестирования. Это тж отрицательно сказывается на способности
понять суть запутанной задачи и решить ее. Заметно снижается гибкость мышления, что выражается в
колебаниях при необходимости переместить элемент из класса в класс или внести изменения в информ.
Говоря о снижении умственных способностей у взрослых, следует помнить, что перечисленные
выше закономерности относятся к процессам нормального старения. В случае серьезных проблем со
здоровьем, напр. при атеросклерозе сосудов мозга с нарушением мозгового кровотока,
интеллектуальное снижение может протекать ускоренно. Кроме того, плохое состояние здоровья может
нивелировать различия в проявлении разных способностей, поскольку ведущим фактором становится
тяжесть и динамика заболевания. Вселяет надежду тот факт, что даже у пожилых людей постоянная
умственная деятельность позволяет замедлить снижение интеллекта.
Заключительные замечания
Теперь можно дать следующее формальное определение интеллекта: интеллект — это
систематизированная совокупность способностей или функций для обработки разных видов информ.
различными способами.
Несмотря на то, что единый показатель интеллекта, напр. IQ, в нек-рых случаях весьма полезен,
наибольшее прогностическое значение имеет тестирование однозначно определяемых уникальных
умственных качеств. Точку ставить пока рано: намечены лишь перспективные направления исслед. с
целью получения новой информ. В рез-те человечество сможет более эффективно развивать,
Hosted by uCoz