Navigation bar
  Print document Start Previous page
 409 of 1766 
Next page End  

Следует отметить, что объединение всех выше приведенных концепций И. — это задача др.
масштаба. Есть концепции И., к-рые видят разрыв между И. и рассудком и располагают их по
отношению друг к другу как дополняющие, антагонистические, или же чуждые. Др. концепции И. видят
непрерывность перехода от рассудка к И., основанную на измерении «имплицитность—эксплицитность
признаков (подсказок) и данных», или на измерении «неформальное—формальное использование
стратегий вывода».
См. также Абстрактный интеллект, Контекстуальная ассоциация
М. Р. Весткотт
Инфантилизм (infantilism)
Введенный Ласекю в 1864 г. для обозначения поведения взрослых людей, имитирующих
детскость, термин «И.» претерпел нек-рые содержательные изменения. Сейчас это понятие означает
виды поведения, физ. статус или эмоциональные состояния, обнаруживающие поведенческие
характеристики детского возраста.
Вильгельм Штекель называл И. «состояния психич. генеза, относящиеся гл. обр. к сфере
сексуальности и представляющие собой результат фиксации на инфантильных уровнях эмоционального
развития или регрессии к ним». Такое поведение представляет собой проявление бессознательного
возвращения (или желания вернуться) на более ранние уровни функционирования с целью снижения
тревожности и неуверенности в себе. Это поведение обычно эмоционально окрашено, поскольку
человек испытывает удовлетворение от устранения неприятностей, схожее с удовлетворением,
получаемым в детстве. Согласно теории психоан., оно сопровождается эгоцентричными ассоциациями с
состоянием «быть в центре внимания и наслаждаться этим».
На этой концепции И. строится интерпретация, согласно к-рой частичный И. ответствен за
возникновение энуреза и энкопреза, к-рыми иногда страдают люди с эмоциональными нарушениями.
См. также Тревога, Незрелая личность
Р. Л¸рк
Инференциальное смещение в памяти (inferential bias in memory)
Умозаключение
Чтобы появилась возможность сделать хотя бы предварительный вывод, умозаключение
(inference) должно опираться на принятие предпосылок, содержащихся в предоставляемой информ. и в
разнообразных контекстных условиях, напр. тоне голоса говорящего и выражении его лица.
Независимо от характера своего определения, умозаключение представляет собой неявное
понятие, играющее роль в широком спектре когнитивных феноменов. Можно выделить 4 важных
области: а) логические процессы, индуктивные и дедуктивные; б) когн. психол., осн. акцент в к-рой
обычно делается на способах формирования категорий на основе умозаключений; в) соц. познание, осн.
акцент в к-ром делается на способах извлечения заключений из уже сложившихся систем категорий, и
г) понимание дискурса, к-рое будет предметом рассмотрения в этой статье.
Умозаключения в дискурсе
Важная роль умозаключений в облегчении понимания дискурса уже давно признана в
лингвистике. Наличие пробелов в получаемой нами информ. является настолько обычным и
распространенным явлением, что наше понимание оказалось бы неполным без умозаключений.
Различные типы умозаключений, используемых с этой целью, были описаны Сингером и Торндайком.
Инференциальное смещение
Ранние психол. исслед. умозаключений как факторов в дискурсе, начавшиеся в 1970-х,
проводились вне рамок лингвистической традиции. В основном в таких исслед. испытуемыми были
дети, к-рые должны были распознавать предложения, предъявлявшиеся либо не предъявлявшиеся на
предварительной стадии заучивания. Одной из наиболее распространенных независимых переменных в
этих исслед. было эксплицитное или имплицитное употребление нек-рого инструмента. Например,
сравните такие предложения: «Водитель грузовика помешивал кофе в своей чашке ложечкой» и
«Водитель грузовика помешивал кофе в своей чашке». В последнем предложении явно
подразумевается, что при этом использовалась ложечка (хотя такое умозаключение не является
логически неизбежным — с той же целью мог использоваться и к.-н. др. инструмент, напр. деревянная
палочка или палец).
Hosted by uCoz