Navigation bar
  Print document Start Previous page
 410 of 1766 
Next page End  

В одном из ранних возрастных исслед. старшие дети воспроизводили на стадии тестирования
примерно столько же ранее заученных предложений, в к-рых подразумевалось присутствие
инструмента (напр. ложечка), сколько и предложений с его явным присутствием; младшие дети,
напротив, вспоминали больше предложений с явным присутствием инструмента, демонстрируя тем
самым меньшую склонность делать выводы.
Использовались тж более традиционные типы тестов памяти. Было обнаружено, в частности, что
ученики от младших к старшим классам начальной школы демонстрировали растущую тенденцию не
только к воспроизведению подразумеваемых слов (напр. птица из такого заучиваемого предложения: «В
кормушке были съедены все зерна»), но и к употреблению подразумеваемых слов-ассоциаций в тесте
парных ассоциаций.
Подверженность И. с. в п. продемонстрировали как обычные, так и одаренные учащиеся
начальной школы. В одном из исслед. использовались т. н. «предвосхищающие» (forward-consequence)
умозаключения. Нек-рое действие или событие подразумевалось, но не являлось логически
неизбежным, напр. как в следующей истории: «После долгого сна львица почувствовала себя голодной.
Она отправилась на охоту и нашла небольшое стадо антилоп. Они паслись в очень высокой траве».
Обычные учащиеся обнаружили сильную тенденцию (от 50% и более ошибок) отвечать верно на
вводящие в заблуждение пункты теста, предназначавшегося для измерения И. с. в п. (напр. «Львица
убила и съела антилопу»). Не было обнаружено к.-л. улучшений результатов в диапазоне от второго до
шестого класса. Одаренные учащиеся продемонстрировали нек-рое улучшение (снижалось число
ошибок), но только на уровне шестого класса.
Эти результаты резко не соответствуют предсказуемому неуклонному снижению процента
ошибок при выполнении теста на фактуальные знания (factual test),
обнаруживаемому с переходом
детей в более старшие классы. Примерами последнего типа являются «Львица проснулась голодной и
отправилась на охоту», к-рый был, разумеется, верным, и «Львица разбудила льва, чтобы пойти на
охоту», к-рый был неверным. Этот вид улучшений с возрастом продемонстрировали обе категории
учащихся, и столь же отчетливо в отношении этих пунктов демонстрировалось ожидаемое
превосходство одаренных детей.
В только что описанном эксперименте все утверждения из теста на инференциальное смещение
должны были оцениваться как неверные, поскольку испытуемых специально инструктировали отвечать
в полном соответствии с рассказанным. Степень, в к-рой все же проявилась подверженность И. с. в п.
(лишь одаренные шестиклассники оказывали ему сколько-нибудь заметное сопротивление, в основном
правильно реагируя на пункты этого теста как на неверные), говорит о действительно широкой
распространенности такого рода фактора, оказывающего влияние на память. Эти результаты тж
свидетельствуют о необходимости разработки новых методов обучения для ограничения его влияния
или, в более широком смысле, стимулирования школьников к распознанию этого и др. типов
умозаключения при помощи соотв. описаний, объяснений и упражнений.
См. также Забывание, Память, Каноны Милля, Избирательное внимание
М. Маркс
Инцест (incest)
И. — широко истолковываемый термин для обозначения сексуального поведения людей,
состоящих между собой в любой степени родства, за исключением супружества. Вне этого общего
консенсуса, определения И., содержащиеся в законах различных штатов и приводимые экспертами,
различаются между собой по двум аспектам: характеру поведения индивидуумов и степени их родства.
Согласно нек-рым определениям, к И. следует относить лишь вагинальные и анальные половые
акты; др. определения включают в понятие И. тж орально-генитальные контакты и даже стимуляцию и
обоюдное обнажение гениталий. Вследствие таких расхождений, в особенности по данным обзоров
исследовательских работ, трудно оценить распространенность различных типов И. вне зависимости от
их определения. Далее, любое сравнение данных ослабляется выраженной тенденцией со стороны
жертв скрывать факт И. — тенденция, наблюдаемая тж при изнасиловании. Сравнение последних
обзоров показывает, что наиболее распространенным является И. между сиблингами — он составляет
10—15% от общего количества сообщаемых случаев И., когда его определяют широко, включ. и
несистематические сексуальные контакты, и когда опрашиваются большие случайные (unselected)
выборки населения.
Если же исследовать историю только тех лиц, к-рые уже сообщили о факте И., то наиболее
Hosted by uCoz