Navigation bar
  Print document Start Previous page
 411 of 1766 
Next page End  

распространенным становится И. между отцом и дочерью. Половой акт чаще встречается в диаде
отец—дочь, чем между сиблингами. Издавна распространенное представление о том, что И. встречается
гл. обр. в малообеспеченных слоях об-ва и в сельской местности, не подтверждается последними
данными. Истинная картина искажается тем обстоятельством, что преступник из низших слоев об-ва
имеет больше шансов попасть в поле зрения правоохранительных органов.
Последствия И., в особенности долговременные, обычно принято считать злокачественными,
хотя, судя по нек-рым данным, эффект этот является не таким простым. Напр., Джоан Нельсон
обнаружила, что долговременные последствия будут более неблагоприятными при совершении И. в
возрасте до 10 лет. Нельсон сообщает тж, что шанс негативных последствий повышается при
совершении полового сношения, в отличие от случаев, когда имеют место др., более поверхностные
формы сексуального контакта. Мэвис Цай и соавторы установили, что злокачественные последствия
более вероятны в случаях, когда инцестуальные отношения длились в течение неск. лет, в отличие от
менее продолжительного срока отношений.
Почти каждое об-во табуирует И., определяемый как сексуальные отношения между членами
нуклеарной семьи. Каждый штат США имеет закон, предусматривающий уголовное наказание за И.
Согласно новой редакции законов о сексуальном поведении, принятых недавно в нек-рых штатах,
жертвой И. считаются только несовершеннолетние. Однако И., при к-ром жертва является взрослым
человеком, встречается крайне редко.
См. также Жестокое обращение с ребенком, Половые девиации
Ю. Левитт
Ипсативное шкалирование (ipsative scaling)
Слово ipse, означающее «сам (лично)», пришло к нам из латыни. Термин «ипсативный» означает,
что конкретный человек служит мерилом или эталоном для самого себя. Рэймонд Б. Кэттелл внес идею
И. ш. в психологию для разграничения субъективных и объективных эталонов (стандартов),
относительно к-рых могут калиброваться психометрические инструменты.
Измерять — значит регистрировать различия и выражать их в виде чисел в единицах величины
отклонения от начала отсчета («нулевой точки»). И эти величины, и это начало отсчета должны
определяться относительно некоего эталона. Вопрос, к-рым Кэттелл задавался при определении
отличий И. ш. от др. видов шкалирования, а именно, нормативного и интерактивного, — звучит
следующим образом: «Какие эталоны можно использовать при выполнении психол. измерения?»
Нормативные и интерактивные шкалы являются объективными, или безразличными к
внутренним эталонам (стандартам) каждого человека, тогда как ипсативные шкалы являются
субъективными, или выражаемыми в единицах внутренних эталонов (стандартов) индивидуумов. При
И. ш. единицы вознаграждения, единицы выполнения или единицы норм определяются относительно
личных ценностей, уровней выполнения и выборочных образцов поведения конкретного человека.
Безусловно, трудно определить собственные стандарты конкретного человека. Для решения этой
задачи в целях ипсативного измерения психологи пытаются точно определить область реакций —
ценностей, уровней выполнения и т. п., — в к-рой респонденты способны осмысленно выбирать между
ее участками или ранжировать их в порядке предпочтения. Конечно, при этом мы должны задать еще
один вопрос «Мотивация к чему — к пониманию музыки, к получению признания, к встречам с
противоположным полом?» Психолог справляется с этим вопросом, получая неск. различных
ипсативных показателей того, что измеряется. Если бы цель заключалась в измерении мотивации к
пониманию музыки, респондента можно было бы попросить указать ту сумму (деньги — ограниченный
ресурс для большинства людей), к-рую он тратит на диски, концерты, музыкальную литературу и т. п.
Эти примеры иллюстрируют то, что называется само-ипсативным шкалированием (self-ipsative
scaling), при к-ром формат ответов так или иначе требует от респондента распределить ресурсы,
представленные определенным набором пунктов. В Шкале ценностей Олпорта — Вернона каждый
пункт требует от респондента указать, какое из неск. занятий — интеллектуальное, эстетическое,
религиозное, коммерческое и др., — он ценит больше всего. Мерой конкретной ценности (напр.
эстетической ориентации) является сумма ответов, указывающих на то, что респондент предпочитает
занятия, связанные с этой ценностью, всем остальным.
Такого рода подсчет показателей означает, что если некто получает высокий показатель по
какой-то одной ипсативной неременной, он должен получить пропорционально низкие показатели по
др. ипсативным переменным. Это создает тенденцию тяготения интеркорреляций между ипсативными
Hosted by uCoz