Navigation bar
  Print document Start Previous page
 425 of 1766 
Next page End  

психологии, в к-рой всестороннее понимание стиля жизни пациента имеет решающее значение для
проведения оценки и лечения. Узкая традиция, с ее пристрастием к строгой концептуализации и
методологии, напротив, получила широкое признание в академическом мире. Пытаясь свести обе эти
традиции воедино, Генри Мюррей с сотрудниками предприняли экстенсивное и систематическое
измерение потребностей и описание их структуры у 50 студентов мужского пола. Сами исследователи
назвали практикуемый ими подход персонологией, и именно персонология положила начало И. л. как
общепринятому подразделу академической психологии. Олпорт, указывая при создании собственной
концепции идеографического (позднее морфогенетического) И. л. на ярко выраженную
индивидуальность каждого человека, тж оказал поддержку попыткам совместить холистический и
узкий подходы.
Тем не менее целостный взгляд персонологии так и не получил всеобщей поддержки. С 1938 г.
академические И. л. основывались в большей мере на узкой традиции, подкупавшей своей простотой и
строгостью. Опирающийся на средний уровень теорет. обобщений, узкий подход начинается с
определения одной личностной переменной (напр., доминирования или негативной аффективности) без
учета остальных составляющих личности. Затем проводится измерение этой переменной (обычно с
помощью опросников) и эмпирическое исслед. ее номологических связей или поведенческих
проявлений (таких, как соперничество и продвижение по службе в случае изучения доминирования или
тяжесть симптомов физ. недуга в случае изучения негативной аффективности). Если в ходе исслед.
рассматриваются дополнительные личностные переменные, они обычно контролируются и изучаются
аналогично основной. Ярким примером И. л. в рамках узкой традиции может служить работа Мак-
Клелланда, Аткинсона, Кларка и Лоуэлла.
Узкая традиция привлекла особое внимание к личностным переменным, к-рые являются либо
когнитивными (напр., внутренний/внешний локус контроля и прямолинейность), либо аффективными
(напр., тревожность, депрессия или негативная аффективность). Время от времени в этих исслед.
делался акцент на защитных проявлениях (напр., социально желательном реагировании) и на более
сложных смешениях когниции, аффекта и поведения (напр., потребности в достижении и власти). Тем
не менее, в целом отдельные исследователи не ставили себе задачу связать подобные проявления с
остальными особенностями личности. Если в рамках узкой традиция вообще заходит разговор о
целостном видении личности, ее сторонники предполагают, что достаточное количество собранных
исследователями частных и конкретных фактов само стимулирует интегративные тенденции в данной
области. Однако то обстоятельство, что интегративные тенденции в академической психологии весьма
скудны, несмотря на тысячи выполненных с 1928 г. исслед., заставляет считать такое предположение
наивным.
Холистическая традиция изучения личности продолжала сохраняться в подходящих прикладных
контекстах, особенно в клинической психологии. Движущей силой данного подхода служило не
накопление разрозненных и оторванных от жизни фактов, а необходимость помочь людям преодолеть
их жизненные проблемы. Для того чтобы определить, какова причина проблемы, и применить
правильные методы коррекции, необходима подробная информ. о личности и стиле жизни чел. Такую
информ. можно получить с помощью методов, практикуемых только в рамках холистической традиции.
Именно в контексте данного направления возникли теории личности, относящиеся к первой половине
XX в. (напр., теории Фрейда и Юнга) и сохранившие свое значение до сих пор. Как и следовало
ожидать, сторонники узкой традиции отнеслись к этим теориям высокомерно, называя их безнадежно
двусмысленными и ненаучными. Однако разраб. проницательных, систематизирующих метатеорий,
касающихся компонентов личности, механизмов их взаимодействия и их проявлений в повседневной
жизни, придала необходимую строгость холистическому подходу.
Практ. цели клинической психологии заключаются в проведении оценки и лечения отдельной
личности. Холистический характер такой оценки требует применения всесторонних тестов личности.
Нек-рые тесты структурированы в типичном формате опросников и содержат шкалы мн. компонентов
личности, характеризующиеся должной внутренней согласованностью, временной устойчивостью, и
валидностью. Др. не структурированы и применяются в проективной форме. При проведении таких
тестов задача испытуемого состоит в прояснении неопределенных стимулов посредством их
отождествления с чем-либо (напр., тест Роршаха) или включения в некую фантазийную тему (напр.,
тест тематической апперцепции — ТАТ). Неструктурированные тесты они гораздо менее популярны в
академической среде, чем структурированные, поскольку интерпретировать их рез-ты очень сложно.
Тем не менее в клинической практике неструктурированные тесты сохраняются, так как позволяют
получить очень богатую и глубокую информ.
Hosted by uCoz