Navigation bar
  Print document Start Previous page
 433 of 1766 
Next page End  

побуждениях и удовлетворителях средней или слабой силы для возникновения заметных эффектов К.
потребовался бы неоднократный опыт. Именно здесь уместно применение данной формулировки и
проведение эмпирических исслед. эффектов знакомства (familiarization)
с различными
удовлетворителями. Следует помнить, однако, что в число челов. побуждений входят любопытство и
потребность в развитии и росте; существует определенный уровень притязаний и потребность в
совершенствовании. Такого рода побуждения заставляют человека отказываться от знакомого и
известного и стремиться к новому и неизведанному. Эта противодействующая тенденция до сих пор
изучена слабо, но она представляет собой фундаментальную силу такого же значения, как и процессы
К.
Проверка и уточнение осн. положений теории К. в контролируемых исслед. происходит
довольно медленно. Нек-рые из наиболее ярких подтверждений фундаментальной гипотезы получены в
исслед. животных, в частности в экспериментах Пола Юнга по изучению степени знакомства как
фактора пищевых предпочтений животного. Исслед. людей, как правило, концентрируются на
модификации склонности к экзотическим продуктам как функции от степени знакомства.
См. также Классическое обусловливание, Личность
Ю. Л. Хартли
Каноны Милля (Mill's canons)
Полное название «Системы логики» (A
system of logic)
Джона Стюарта Милля заявляет ее как
«согласованный взгляд на принципы доказательства и методы научного исследования». В книге
формулируются пять канонов (правил или законов) в качестве «регулятивных принципов» этих
эксперим. методов. Эти каноны предписывают методы обнаружения и доказательного обоснования
причинных законов и причинных связей.
Метод сходства
Пример умозаключения, построенного в соответствии с этим первым методом, позаимствован у
Дж. Долларда и Н. Миллера.
«Интересно отметить, что одним из частых симптомов крайних проявлений страха в сражении
являются затруднения с речью, к-рые могут варьировать от полной немоты до запинания и заикания.
Сходным образом теряет дар речи человек, испытывающий острый страх перед публичным
выступлением. Мн. животные, когда они испуганы, перестают издавать к.-л. звуки, и представляется
очевидным, что подобная тенденция является приспособительной, предохраняющей их от привлечения
внимания со стороны своих врагов. В свете этих фактов возможно предположить, что драйв страха
(drive of fear) обладает врожденной тенденцией вызывать реакцию блокирования голосового поведения
(vocal behavior).
Милль формулирует общее правило этого метода аргументации следующим образом:
1. Если два или более случая наступления исследуемого явления имеют общим лишь одно
обстоятельство, то это обстоятельство, в к-ром только и сходны все эти случаи, есть причина (или по
крайней мере содержит в себе причину) рассматриваемого явления.
Метод различия
Иллюстрация метода различия взята из работы Р. Бушбаума.
«Примитивный мозг, как мы видели это у планарии, служит гл. обр. в качестве сенсорного реле
— центра для получения стимулов от органа чувств и последующей передачи импульсов вниз по
нервному стволу. Это верно и для нереиса (кольчатого червя), к-рый, после удаления головного мозга,
не утрачивает способности к координации своих движений — фактически его двигательная активность
даже возрастает. Если он встречается с препятствием, то не отходит назад и не изменяет направления,
но упорствует в своих безуспешных попытках продолжить движение вперед. Этот крайне
неадаптивный тип поведения показывает, что у нормального кольчатого червя (в нашем случае нереиса)
мозговой ганглий выполняет важную функцию, к-рой он не имеет у плоских червей (планарии) —
функцию торможения движения в ответ на определенные стимулы.
Милль формулирует общее правило этого метода следующим образом:
2. Если случай, в к-ром
исследуемое явление наступает, и случай, в к-ром оно не наступает,
сходны между собой во всех обстоятельствах, кроме одного, присутствующего лишь в первом случае,
то это обстоятельство, к-рым только и разнятся эти два случая, является действием или причиной (или
составной частью причины) данного явления.
Соединенный метод сходства и различия
Hosted by uCoz