Navigation bar
  Print document Start Previous page
 444 of 1766 
Next page End  

Ассоциация, действие и условная реакция
УР вызывает к себе большой интерес в связи с тем, что ответная реакция на второй раздражитель
чрезвычайно сходна с реакцией на первый раздражитель. Это означает, что в процессе обусловливания
субъект приобретает не только ассоц., но тж и способ действия. В связи с этим вспоминается различие
между научением и его реализацией в форме действия, к-рое проводил Э. Ч. Толмен. Как он указывал,
крыса может знать правильный путь в лабиринте, но она не будет реализовывать и демонстрировать
свое знание до тех пор, пока она не голодна и в конце лабиринта не находится пища. Др. словами, для
того чтобы вызвать исполнение, к-рое обнаруживает знание, во мн. ситуациях оказывается необходим
независимый побудительный стимул. Простого нахождения в лабиринте недостаточно, чтобы вызвать
реакцию безошибочного прохождения его участков. В случае обусловливания, однако, УРЗ вызывает и
знание и действие. В УРЗ содержится не только информ., но и команда реагировать открытым и соотв.
образом. Этот факт отличает обусловливание от простого ассоциативного научения, к-рое требует
определенного дополнительного воздействия или воздействий для демонстрации рез-тов научения.
Обусловливание как адаптивный и функциональный процесс
Павлов говорил о потенциальной приспособительной ценности УР, и мн. ее свойства могут
интерпретироваться в этом контексте. Это механизм, к-рый позволяет организму подготовиться к
предстоящему событию посредством соотв. антиципаторной реакции. В этом свете м. б. поняты
неудачи в рез-тах обратного и одновременного обусловливания, поскольку ни в одном из этих случаев
УРЗ не предсказывает появление БРЗ и тем самым не позволяет предпринять нек-рые упреждающие его
появление действия.
Однако такому общему прогностическому объяснению противоречит тот факт, что
обусловливания не возникает при очень коротких интервалах (до 0,15 с между предъявлениями УРЗ и
БРЗ). С т. зр. логики предсказание БРЗ при этом все еще остается возможным, поэтому интерпретация
на основе одного только предсказания требует нек-рой коррекции. Это затруднение можно разрешить
введением допущения, что организму необходимо какое-то дополнительное время на запуск механизма
реакции до появления БРЗ.
Если принять т. зр., что очевидная универсальность обусловливания в отношении различных
видов и различных реакций развилась из-за его функциональной ценности как адаптивного механизма,
тогда отсутствие обусловливания при коротких интервалах времени между раздражителями требует
введения дополнительного условия, касающегося этой прогностической интерпретации. Одного лишь
предсказания БРЗ оказывается недостаточно, поэтому должно быть в наличии (с определенной
степенью постоянства) дополнительное время для активации той программы, к-рая позволяет
развернуть адаптивную реакцию до появления БРЗ. Рассматриваемая в таком свете, УР выглядит как
тонко настраиваемый и «интеллектуальный» процесс, как компонент поведения целостного организма.
См. также Обратное обусловливание, Кривые научения, Оперантное обусловливание
Д. Викенс
Классная динамика (classroom dynamics)
К. д. охватывает широкую область групповых процессов и взаимодействий «учитель—ученик»,
влияющих на характер и степень научения учеников. Специфические компоненты динамики включают
такие факторы, как способы коммуникации учеников друг с другом, их взаимные ожидания, степень
взаимной привлекательности и уважения друг к другу и принципы объединения в группы. Эти
компоненты влияют на такие рез-ты научения, как учебные достижения, аттитюды, Я-концепция и
формирование соц. перспективы.
Коммуникация
Характер коммуникации в классе — наиболее важный и ключевой аспект К. д. Коммуникация
состоит в обмене сообщениями между людьми. Сообщения могут быть вербальными или
невербальными, и в условиях классной среды характер сообщений становится типовым и укладывается
в самосохраняющиеся паттерны. Эти паттерны интеракции можно классифицировать различными
способами. Дэвид и Роджер Джонсоны в книге «Учение вместе и поодиночке: сотрудничество,
соперничество и обособление» (Learning together and alone: Cooperation, competition, and
individualization)
для описания различных типов паттернов интеракции используют термин «целевая
структура» (goal structure). Кооперативная целевая структура имеет место в ситуации, когда ученики
сознают зависимость достижения своих собственных целей от того, насколько успешно достигают
своих целей др. ученики. Кооперативные целевые структуры приводят к наиболее точной
Hosted by uCoz