Navigation bar
  Print document Start Previous page
 445 of 1766 
Next page End  

коммуникации между учениками, конструктивному разрешению конфликтов, снижению боязни
неудачи, доверию, принятию, поддержке и эмоциональной вовлеченности в процесс учения.
Конкурентные целевые структуры имеют место в ситуации, когда учащиеся соперничают друг с другом
за достижение целей. Соперничество способствует расчетливому и осмотрительному взаимодействию и
вводящим в заблуждение и скрывающим в себе угрозу коммуникациям. Индивидуалистические
целевые структуры организуются разделением уч-ся, устранением взаимодействия и поощрением
автономной учебной деятельности. В индивидуалистических условиях учащиеся работают сами по себе,
без к.-л. взаимодействия друг с другом. В идеальном классе используются все три целевые структуры.
Вербальные сообщения в соц. взаимодействии сопровождаются невербальными сообщениями,
передаваемыми посредством выражений лица, жестов и позы тела. Невербальные сообщения часто не
согласуются с вербальным содержанием, особенно в тех ситуациях, когда человек пытается скрыть свои
чувства. Невербальные сообщения непрерывно функционируют в классе. Сверстники подражают
невербальным жестам влиятельных учеников.
На коммуникацию в классе влияет физ. среда, в особенности пространственное расположение
уч-ся (seating arrangements). Круговой тип расположения учеников способствует их наибольшему
участию в работе класса, причем уч-ся, находящиеся непосредственно в поле зрения учителя, участвуют
в работе в большей степени, чем уч-ся, находящиеся по обе стороны от него. При пространственном
расположении в линии или ряды у находящихся на периферии уч-ся возникает тенденция принимать
меньшее участие в работе класса в сравнении с уч-ся, находящимися в середине или впереди, что
приводит к недостатку вовлечения и удовлетворенности. Пространственное расположение на основе
разделения по способностям также влияет на коммуникацию: если все очень хорошо читающие ученики
сидят за одной партой, хорошо читающие за др., несколько хуже их за третьей и т. д., снижается
возможность контактов между уч-ся с высокими и низкими уровнями достижений. Это может
приводить к возникновению статусных различий между учениками и препятствовать доверительной,
открытой и честной коммуникации.
Ожидания
В сотнях исслед. проверялась идея, что ожидания учителей влияют на их отношение к ученикам
и обращение с ними и что различное отношение и обращение, в свою очередь, сказывается на их учебе.
Ожидания влияют на то, как мы себя ведем, как интерпретируем чужое поведение и как представляем
себе характер реагирования на нас других людей. Когда учитель входит в класс, он сталкивается с
чрезвычайно сложной и динамичной средой. Филип Джексон в своей классической книге «Жизнь в
классе» (Life in classrooms)
показал, что один учитель может включаться в более чем 1000
межличностных обменов с учениками и должен постоянно реагировать на их требования. Все это
происходит в бурном и лихорадочном темпе, практически не предоставляющим времени на
обдумывание своих действий. Это приводит к тому, что учителя вынуждены избирательно уделять
внимание и интерпретировать события, поскольку они оказываются не в состоянии уследить за всеми
сторонами жизни класса. Учителя часто вырабатывают ожидания, поскольку эти ожидания помогают
им в интерпретации и избирательном внимании. Учителя формируют ожидания в отношении информ.,
получаемой из тестовых оценок, выполнения заданий сиблингами, текущего поведения ученика, его
пола, соц. класса, замечаний учителей и др. источников. Эти ожидания впоследствии выражаются в
форме разного отношения к различным ученикам, в зависимости от ожидания. Дифференцированный
подход учителя проявляется во мн. областях: пространственном размещении уч-ся в классе (напр.,
объединение в группу уч-ся, в отношении которых существуют низкие ожидания); количестве времени,
которое учитель отводит на ответ уч-ся; уделяемом внимании; степени похвалы, критических
замечаний и предоставляемой обратной связи; типе задаваемых вопросов и требованиях,
предъявляемых к уч-ся.
Аттракция
Степень взаимной привлекательности и уважения уч-ся друг к другу влияет на их уровень
успешности в обучении. Ученики, которые принимаются своими сверстниками и нравятся им, в свою
очередь лучше чувствуют себя в классе и в большей степени включены в его жизнь в сравнении с
учениками, которые отвергаются своими одноклассниками.
В основе возникновения большинства дружеских связей лежат факторы пространственной
близости и физ. привлекательности. Ученики, сидящие за одной нартой, становятся друзьями, точно так
же как становятся друзьями ученики, замечающие друг у друга привлекательные физ. черты. Между
этими учениками устанавливается коммуникация, и, по мере обнаружения общих ценностей и
интересов, их взаимоотношения все больше укрепляются. Согласно представлениям Ричарда и
Hosted by uCoz