Navigation bar
  Print document Start Previous page
 447 of 1766 
Next page End  

исключается возможность выбора процедуры приписывания различных весов.
Принимаемое на втором шаге решение связано с выбором подходящей меры сходства. Это м. б.
число общих признаков, корреляция между признаками, метрика (пространства классиф.) или к.-л. др.
мера.
На третьем шаге выбирается сам метод классиф. Агломеративные методы начинают с анализа
отдельных объектов или индивидов и объединяют их в группы; методы расслоения начинают с анализа
полной группы и делят ее на подгруппы. Классиф. по одному признаку приводят к классам, все
элементы к-рых имеют по крайней мере один общий отличительный признак; классиф., осн. на
сравнении неск. признаков, приводят к группам, к-рые обладают рядом общих свойств, но не
обязательно обладают к.-л. одним общим отличительным признаком.
Принимаемое на четвертом шаге решение касается момента остановки процедуры классиф. или,
проще говоря, определения количества сформированных групп. Это может определяться как
внутренними критериями (напр., естественным разбиением полной группы на подгруппы), так и
внешними критериями (т. е. тем, какая схем. классиф. приводит к наиболее полезным
закономерностям). Наконец, необходимо решить, будет ли использоваться иерархическая или
неиерархическая схем. классиф. При выборе иерархической схем. сформированные группы будут
находиться на различных уровнях обобщенности (как в биолог. таксономиях); в случае выбора
неиерархической схемы получаются группы одного уровня обобщенности (как при использовании Q-
техники факторного анализа). Рез-ты этих решений будут определять подходящий метод К. а. и
характер сформированных кластеров.
См. также Критериальные меры, Методы эмпирического исследования, Измерение, Статистика
в психологии
Ф. Г. Браун
Клиентоцентрированная терапия (client-centered therapy)
К. т. — один из важнейших подходов в консультировании и психотер. Принципы К. т. были
сформулированы Карлом Роджерсом в 1940 г., гл. обр. на основе опыта его работы в 1930-е гг. в
качестве директора детского психокоррекционного центра в Рочестере (штат Нью-Йорк).
Центральная гипотеза. Этот метод помощи людям основан на убеждении в том, что, при
условии оптимального психол. климата, каждый чел. располагает огромными внутренними ресурсами
для понимания себя, изменения своих представлений о себе и о др., а тж для выработки собственной
линии поведения.
Условия, стимулирующие рост. В 1957 г. Роджерс опубликовал статью The necessary and
sufficient conditions of therapeutic personality chang («Необходимые и достаточные условия для
терапевтического изменения личности»). Три из этих условий относятся к аттитюдам терапевта или
предлагаемым терапевтом условиям: а) искренность, близость к реальности, или конгруэнтность; б)
принятие клиента, забота о нем, высокая положительная оценка или безусловно положительное
отношение; в) эмпатическое понимание. Др. условиями являются: а) психол. контакт между клиентом и
терапевтом; б) клиент должен быть уязвимым, тревожным, т. е. находиться в состоянии
инконгруэнтности; в) клиент должен воспринимать или «регистрировать» эти предлагаемые терапевтом
условия. Аттитюды терапевта определяются следующим образом.
Конгруэнтность. Считается самым главным из всех условий. Терапевт осознает свои
внутренние, интуитивные чувства и свободно выражает их клиенту. У него есть желание быть
прозрачным в отношениях. Терапевт старается создать равноправные межличностные отношения, а не
занимать профессиональную позицию, вынуждающую его скрывать или маскировать личные чувства.
Безусловно положительное отношение. Терапевт положительно оценивает уникальную
индивидуальность клиента. Он хочет узнать, понять и принять все мысли и чувства клиента, его
поведение, вне зависимости от своего согласия с этим. Забота терапевта о клиенте не требует чего-то
взамен, он в равной мере уважает как проявляемые клиентом по отношению к нему растерянность,
враждебность, подавленность, так и ясность понимания, любовь и оптимизм.
Эмпатическое понимание. Терапевт выслушивает то, что клиент пытается сообщить, в
особенности на уровне эмоций, и делится с ним своим пониманием этого. Такая обратная связь
происходит как на вербальном, так и на невербальном уровнях. Основой является положительное
отношение терапевта к картине мира в восприятии клиента, а тж его интерес к тому, чтобы
сопровождать клиента в его исслед. этого мира, и готовность принять участие в этом исслед.
Hosted by uCoz