Navigation bar
  Print document Start Previous page
 450 of 1766 
Next page End  

родителей до супружеской или семейной терапии и школьного консультирования, в дополнение к
традиционной индивидуальной психотер. Профиль показаний обслуживаемого контингента, включ.
разнообразные детские проблемы, остался в основном прежним, но те же самые проблемы сейчас чаще
понимаются и лечатся в рамках расширенной модели поведенческой и соц. системы (семья и
микросоциум) адаптации и развития детей.
С появлением системы общественного (коммунального) психиатрического обслуживания
населения большинство служб детской психокоррекции оказались интегрированными в более широкую
сеть учреждений общественной (коммунальной) психиатрии.
См. также Общественная психология, Консультирование, Семейная терапия
К. Л. Бирман
Клиническая оценка (clinical assessment)
К. о. — это процесс, в результате к-рого клиницисты приобретают знания, необходимые для
принятия обоснованных решений относительно пациента. Тип информ., получаемой в этом процессе,
зависит от подхода эксперта и используемых инструментов. Целью обычно является описание и
прогноз для планирования, проведения и оценивания терапевтических вмешательств и прогнозирования
последующего поведения. К. о. может применяться для получения знаний о функционировании какой-
то одной сферы (напр., когнитивных процессов, соц. навыков, эмоций), для каталогизации типа и
обстоятельств специфического поведения (напр., симптоматического поведения), составления
комплексной характеристики или модели конкретного чел. либо отнесения клиента к какой-то
диагностической категории.
Может использоваться любое количество методик К. о., по отдельности или в комбинации, в
зависимости от теорет. ориентации клинициста и вопросов, на к-рые он ищет ответы. Обычно
используются интервью (беседы), наблюдения и тесты. Типичная батарея тестов может включать
объективный тест когнитивного функционирования, объективный личностный опросник, проективный
тест и тест для оценки психомоторного функционирования. Если К. о. подлежит ребенок, используются
различные игровые ситуации.
Три модели клинической оценки
Психодиагностика
Возможно, психодиагностике, доминирующей модели К. о. с середины 40-х гг., больше бы
подошло название психодинамической или персонологической оценки. Психодиагностика использует
ряд оценочных процедур, включающих как проективные методики, так и более объективные и
стандартизованные тесты, дающие информ. о различных сферах психол. функционирования на
сознательном и бессознательном уровнях. Целью яв-ся описание индивидуума скорее не в
нормативном, а в персонологическом аспекте. Хотя здесь может использоваться и психиатрический
диагноз, первичная цель — как можно более полное, многостороннее и многоуровневое описание
конкретного индивидуума. Психодиагностическая модель подчеркивает роль клинического суждения и
дедукции в орг-ции и концептуализации поставленных вопросов и в использовании подходящих
методик, а тж в интеграции разнообразных данных.
Приверженцы психометрической модели критикуют субъективизм, недостаточную надежность и
валидность тестов (в особенности проективных), предпочитаемых психодиагностами. Кроме того, они
поднимают вопрос о возможности синтезирования оценочных данных клиницистами. Другие
критиковали психодиагностическую модель за чрезмерное внимание, уделяемое интрапсихическим
процессам.
Психометрическая модель
Альтернативная модель К. о. может быть обозначена как психометрическая. Хотя
стандартизованные тесты используются и клиницистами различных направлений, в психометрической
традиции они особенно ценятся как объективные измерительные инструменты, позволяющие сравнить
индивидуумов по эмпирически определенным личностным параметрам. Ясным, структурированным
заданиям (пунктам) отдается предпочтение перед менее структурированными стимулами проективных
методик; надежность и валидность тестов имеют решающее значение. Роль суждения и дедукции
эксперта минимизирована.
Приверженцы этой модели полагают, что тестовые данные имеют абсолютную ценность и не
требуют интерпретации опытным клиницистом. В этом расхождение между психометрической и
психодиагностической традициями. Сущность спора между «клиническим и статистическим
Hosted by uCoz