Navigation bar
  Print document Start Previous page
 451 of 1766 
Next page End  

прогнозом» заключается в нерешенности вопроса о том, будет ли поведение лучше предсказываться
путем объединения объективных тестовых данных в эмпирически выведенные уравнения прогноза или
же клиницист способен лучше объединять такие данные и делать предсказания более субъективными
методами.
Поведенческая модель
Поведенческая К. о. сфокусирована на измерении наблюдаемого поведения, в особенности
проблемного, а тж контекста, в к-ром оно имеет место. Поведенческая К. о. нацелена на обнаружение
того, что люди делают, когда, где и при каких обстоятельствах. Это контрастирует с поиском
глубинных причин поведения, т. е. выяснением того, почему люди ведут себя определенным образом,
или с попытками классифицировать людей по определенным диагностическим группам.
Диспозиционные конструкты, такие как черты личности или особенности психодинамики, считаются
несуществующими или несущественными для прогнозирования и модификации поведения.
Подчеркивается ценность тех данных, к-рые важны непосредственно для планирования и оценивания
лечения.
Сегодня поведенческая К. о. использует наблюдения в естественных, затруднительных и
игровых ситуациях; оцениваются тж самоотчеты испытуемого о поведении с помощью личностных
опросников и клинических интервью (бесед). С появлением и развитием когнитивно-поведенческих
подходов к оценке повышается интерес не только к тому, что клиенты делают и говорят о своем
поведении, но тж и к таким феноменам, как их чувства, мысли, цели, внутренние образы и диалоги.
Критика и тенденции
Интерес к К. о. существенно спал, и все чаще раздается критика в ее адрес. Диагностическое
тестирование отождествлялось с навешиванием психиатрических ярлыков и критиковалось как пример
проявления концепций и ролевых отношений «серединной модели» («medial model»). Эту модель сочли
ненадежной и бесполезной, если не вредной.
Другие обвиняли тесты в том, что они вторгаются в личную жизнь, принуждают к проявлению
конформности и лишают благоприятных возможностей граждан, не входящих в осн. состав населения.
Меньшая часть психологов критиковала тесты, разработанные и стандартизованные на популяциях
белого, принадлежащего преим. к среднему классу населения — и часто интерпретируемые
клиницистами из тех же групп — как необъективно оценивающие представителей меньшинств в
рабочих, учеб. и клинических ситуациях. Так, клиенты, различающиеся между собой по расе, а тж по
соц. классу, полу и образу жизни, могут расцениваться как более нездоровые и менее доступные
воздействию вербальной, инсайт-ориентированной терапии. Эта критика привела к растущей тенденции
оценивать не только слабые, но и сильные стороны, а тж к разработке норм и инструментов, соотв.
культуре.
Несмотря на эту критику, складывается впечатление, что тестирование не сдает своих
достаточно прочных позиций. В целом изменения в этой области идут по различным направлениям.
Среди важных тенденций можно назвать разработку методик, в большей мере ориентированных на
конкретные специфические вопросы значимости для терапии; улучшение измерительных характеристик
оценочных инструментов всех типов; больший упор на низший уровень интерпретаций результатов
теста, к-рые (интерпретации) сохраняют тесную связь с полученными данными; больший учет
ситуационных, интерперсональных и средовых факторов, имеющих отношение к детерминации
поведения, и, в то же время, повышение внимания к собственным взглядам индивидуума на его
характер, проблемы и ситуацию.
Поскольку методов психол. лечения становится все больше, все большее количество методик К.
о. имеет целью подбор адекватных форм лечения для определенных групп клиентов. Они тж ценны для
определения эффективности терапии. При росте и усложнении сегмента населения, нуждающегося в
психол. помощи, оплате лечения третьими лицами и необходимости отчета в успешности лечения
клиницисты должны быть готовы к оценке полезности вмешательства как в группах больных, так и
относительно отдельных индивидуумов.
Процедуры К. о. продолжают вносить свой вклад в научные исслед. Они могут обеспечивать
меры независимых и зависимых переменных, а тж быть полезными для установления критериальных
групп (напр., пациентов с биполярным аффективным расстройством) в исслед., к примеру,
биохимических, психофизиологических или когнитивных процессов.
Наконец, процедуры К. о. полезны при подготовке психологов. Они остаются одним из лучших
способов изучения структуры и функционирования личности и повышения точности суждений
клиницистов.
Hosted by uCoz