Navigation bar
  Print document Start Previous page
 452 of 1766 
Next page End  

См. также Измерение аттитюдов, Клинический прогноз в сравнении со статистическим,
Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными факторами, Измерение, Бланковые
(типа «карандашбумага») тесты интеллекта, Опросники, Тестирование и законодательство
Д. Шульдберг, Ш. Корчин
Клиническая психология: подготовка специалистов через аспирантуру (clinical psychology
graduate training)
До 40-х гг. официальная, систематическая подготовка специалистов в области клинической
психологии в США не проводилась; стимул к развитию программ их подготовки появился после
Второй мировой войны, когда очевидной стала потребность в большом количестве клинических
психологов.
Хотя термин «клиническая психология», по-видимому, был впервые введен Лайтнером
Уитмером в 1896 г., в течение неск. десятилетий не существовало определенной области исслед. и
подготовки, по отношению к к-рой можно было бы применить этот термин. Со времен Уитмера
психологи занимались коррекционной работой как члены «бригад» (вместе с психиатрами и соц.
работниками) в психиатрических клиниках и больницах, занимали должности «психометристов» или
лиц, проводящих «умственные испытания», а тж работали психотерапевтами. Их подготовка состояла в
изучении традиционной академической психологии на психол. факультетах ун-тов, к-рое дополнялось
практикумом и работой «интерна» на нек-рых доступных должностях под наблюдением психиатров.
К 1947 г. неск. ун-тов уже осуществляли подготовку специалистов в области клинической
психологии через аспирантуру. В начале того же года Американская психол. ассоц. (АРА)
создала
специальную комиссию под председательством Дэвида Шекоу, перед к-рой были поставлены
следующие задачи:
1. Определить рекомендуемую программу подготовки специалистов в области клинической
психологии.
2. Определить стандарты для орг-ций, предлагающих подготовку специалистов в области
клинической психологии, включ. ун-ты, интернатуры и др. учреждения для прохождения практики.
3. Посетить ин-ты, проводящие обучение, и проанализировать работу.
4. Поддерживать связь с др. орг-циями, занимающимися сходными задачами.
Полный доклад этой комиссии был опубликован в конце того же года под названием
«Рекомендуемая программа специализации по клинической психологии». Он основывался на рез-татах
дебатов специальной комиссии и на более ранних документах, выпущенных Американской ассоц.
прикладной психологии (АААР), созданной в 30-х гг. и вошедшей позднее в состав АРА. В докладе
сначала формулировались «непрофессиональные требования» («preprofessional requirements»)
к
поступающим на специализацию «клиническая психология», к-рые включали наличие высокого уровня
интеллекта и целого ряда личностных качеств, а тж обширной подготовки по психологии, естественным
и гуманит. наукам. Затем в докладе предлагалась четырехгодичная программа подготовки специалистов
через аспирантуру с получением степени д-ра философии (Ph.D). Учеб. план должен был включать
курсы в следующих областях: общая психология (физиолог. и сравнительная психология, возрастная
психология, история психологии и соц. психология); психодинамика поведения (динамическая и
эксперим. динамическая психология, психопатология); диагностические методы (наблюдение,
интервьюирование, различные интеллектуальные и личностные тесты); терапия (индивидуальная и
групповая); методы научного исслед. и родственные дисциплины. В дополнение к этому
академическому учеб. плану для студентов рекомендовалось пройти практикум, включающий целый
год работы интерном с целью обеспечения «занимающего все рабочее время контакта с пациентами
клиник — контакта гораздо более интенсивного, нежели тот, с к-рым приходилось иметь дело во время
клинической практики на втором году обучения».
Поворотным событием в истории подготовки специалистов в области клинической психологии
стала конференция в Боулдере, штат Колорадо, созванная летом 1949 г. Ее результаты, а тж
выработанная на ней т. н. «Боулдерская модель» клинической подготовки оказывали существенное
влияние на протяжении более чем трех последующих десятилетий. АРА при содействии Национального
ин-та психич. здоровья организовала двухнедельную конференцию с целью сформулировать задачи и
программу подготовки клинических психологов для удовлетворения появившегося спроса на их услуги.
Большая часть дискуссии касалась доклада комиссии АРА 1947 г., к-рый, в общем и целом, был
поддержан конференцией.
Hosted by uCoz