Navigation bar
  Print document Start Previous page
 461 of 1766 
Next page End  

реакции мышц речевого аппарата и пальцев.
Технологические последствия
Как и все области научных исслед., К. п. имеет ряд практических приложений; наиболее важное
из них связано с принципами саморегуляции. Когда чел. непрерывно сталкивается со стрессами
повседневной жизни, рез-том этого зачастую становится нарушение функционирования организма.
Первичная реакция тела на стресс квалифицируется как рефлекс испуга, важным компонентом к-рого
является напряжение скелетной мускулатуры для нападения или бегства. Хронические состояния
чрезмерного напряжения во всех отделах скелетной мускулатуры могут приводить к двум типам
телесных дисфункций: а) психиатрическим затрудненностям, таким как тревожные состояния, фобии и
депрессия; и б) психосоматическим расстройствам, таким как язвы, головные боли, спастическая
толстая кишка и повышенное АД. Первым и, пожалуй, наиболее эффективным методом ослабления
симптомов этих болезней напряжения является метод прогрессивной (мышечной) релаксации,
предложенный Эдмундом Джекобсоном в 1908 г. и применяемый в различных модификациях до сих
пор. При прогрессивной релаксации чел. расслабляет скелетную мышечную систему, что, в свою
очередь, вызывает состояние уравновешенности и покоя во всех отделах центральной и автономной НС.
Уже Джекобсон показал, что привычная релаксация может в силу этого смягчать многие из
вышеупомянутых психиатрических и психосоматических расстройств. Однако вполне возможно, что
профилактическое применение прогрессивной релаксации дает еще более благотворные результаты.
Именно на этом основании Джекобсон пропагандировал идею всеобщего обучения детей в начальных
классах контролировать свое напряжение.
Другим широко известным методом развития саморегуляции является метод биолог. обратной
связи, при использовании к-рого внутренние процессы преобразуются с помощью специальной
аппаратуры в доступные для широкого наблюдения сигналы. Общая стратегия этого метода состоит в
том, чтобы осуществлять текущее слежение — а значит, и контроль — за внутренними эффектами,
такими как мозговые волны, мышечные сигналы и кожно-электрические реакции, визуально наблюдая
их на экране осциллографа или осуществляя их аудиоконтроль через внешние динамики. Биолог.
обратная связь заключает в себе серьезную предпосылку для прогресса в понимании нами своего
внутреннего мира, и многие проводящиеся в наше время исслед. вносят ценный вклад в эту важную
область. Однако клиническое применение биолог. обратной связи сталкивается с определенными
трудностями, такими как зависимость обучаемого от сигнала обратной связи. Поэтому даже если
желаемые изменения поведения достигаются в условиях клиники, это отнюдь не означает, что они
обязательно будут устойчивыми и распространяющимися на повседневную жизнь пациента. И все же
революционные последствия применения биолог. обратной связи и прогрессивной релаксации состоят в
том, что эти методы дают возможность изучать внутренний мир чел., в то время как классическая
психология сосредоточилась на изучении наших отношений с внешней средой.
Еще одно приложение К. п. связано с пониманием читаемого текста и обучением чтению про
себя. Представление о том, что произнесение слов про себя — или, используя специальную
терминологию, скрытое речевое поведение — задерживает овладение навыками эффективного чтения,
относится к области распространенных вымыслов. Популярные «курсы быстрого чтения», напр.,
стремятся повысить скорость чтения за счет исключения активности речевой мускулатуры. Нек-рые
учителя пытались отвадить своих учеников проговаривать слова про себя в процессе чтения, заставляя
их плотно сжимать губы или набирать полный рот шариков, прижимать язык карандашом и т. д. Однако
такие усилия затормозить субвокализации оказываются бесплодными, ибо речевая мускулатура все
равно реагирует во время чтения про себя, даже когда ее активность тормозится к.-л. из перечисленных
выше способов. Эмпирическое обобщение заключается в том, что скрытое речевое поведение имеет
место у всех читающих про себя и что оно необходимо для понимания читаемого текста. В
действительности по мере увеличения скорости чтения уровень скрытого речевого поведения не
снижается,
а, наоборот, повышается. Если же речевые мышцы оказываются достаточно хорошо
расслабленными на момент чтения с помощью прогрессивной релаксации, читатели не в состоянии
понять смысл текста. Вывод для учителей: не следует препятствовать скрытому речевому поведению
ребенка, т. к. ему совершенно необходимы субвокализации во время чтения. Фактически с течением
времени у детей происходит естественное сокращение субвокализаций, но они продолжают
существовать у всех взрослых, хотя и на очень редуцированном уровне.
Обнаружение лжи или, точнее, выявление обмана психофизиологическими методами широко
применяется в разведке, расследовании преступлений и даже в качестве испытания при найме на
службу. Для этих целей чаще всего используется полиграф, регистрирующий в основном параметры
Hosted by uCoz