Navigation bar
  Print document Start Previous page
 463 of 1766 
Next page End  

и сейчас». Работа с этими когнициями проводится тж более систематически, чем в др. методах
психотер. Она использует принципы модификации поведения для обнаружения имеющихся когниций и
выявления тех из них, к-рые создают проблемы. Поведенческие техники используются для устранения
нежелательных когниций, предложения новых паттернов мышления и способов продумывания проблем
и для подкрепления этих новых когниций. Эти техники включают: а) регистрацию желательных и
нежелательных когниций и фиксацию условий их появления; б) моделирование новых когниций; в)
использование воображения для визуализации того, как новые когниций могут быть соотнесены с
желательным поведением и эмоциональным благополучием; г) использование этих новых когниций на
практике в реальных ситуациях, с тем чтобы они стали привычным образом мышления пациента.
Когниций, изменение к-рых может потребоваться, включают отдельные мнения и убеждения и
их системы, а также мысли и образы. Чел. организует и использует когниций с помощью когнитивных
процессов. Эти процессы включают: а) способы оценки и орг-ции информ. о себе и окружающей среде;
б) способы переработки информ. для приспособления в жизни и решения проблем и в) способы
предсказания и оценки будущих событий.
История
К.-п. т. как самостоятельное направление выделилась из области модификации поведения и
поведенческой терапии. Поведенческая терапия 1960-х гг. пыталась объяснять и лечить эмоциональные
и поведенческие нарушения, используя те же законы оперантного (и др. видов) обусловливания,
которые успешно использовались в исслед. поведения низших организмов, младенцев и лиц с
задержкой психич. развития. Однако при исслед. взрослых было обнаружено, что даже очень мощные
внешние манипуляции часто не могли закономерно изменять поведение. Напр., при лечении депрессий
можно, в принципе, подкреплять «счастливое» поведение и наказывать за «депрессивное». Однако если
когнитивные процессы больного содержат тенденции к самообвинению или к видению себя в качестве
неудачника, эти внешние манипуляции окажутся неэффективными.
Интерес к самоконтролю или способность к независимости от непосредственных
вознаграждений и наказаний при достижении цели способствовал переходу многих бихевиористов от
концепции внешнего контроля поведения к теориям, постулирующим возможность использования
индивидуумом когнитивных навыков для решения проблем, возникающих в окружающей среде.
Мыслительным процессам стала придаваться важная роль в детерминации поведения и эмоций.
Монография Альберта Бандуры Principles of behavior modification («Принципы модификации
поведения») стала важным событием для мн. поведенческих терапевтов, находившихся в поисках более
интегративных моделей, поскольку она представляла теоретические интерпретации оперантного и
классического обусловливания, подчеркивая одновременно важность когнитивных процессов в
регуляции поведения.
Теория
Когниций никогда не затрагивались в работах с низшими животными. Жизнь чел. столь сложна и
мы получаем через речевой канал так много информ., что когниций и когнитивные процессы могут
создавать то, что не яв-ся точным отражением окружающей индивидуума реальности; эти когниций
могут вызвать неадекватное, нежелательное поведение и/или эмоции. Одни и те же внешние условия
могут вызвать у одних людей страх или депрессию и не вызвать никаких реакций у др.
Люди учатся удовлетворять свои нужды, наблюдая исход событий и поведения. На основе из
этих наблюдений у них возникают ожидания относительно того, что произойдет в будущем и
собственной способности действовать в этих обстоятельствах. Они тж обнаруживают, что
определенный ход событий вызывает определенные эмоциональные реакции. Они сравнивают себя с
другими и формируют оценочные суждения относительно своего поведения и поведения окружающих.
Т. о., наше поведение определяется не только внешними условиями, но и решениями, к-рые мы
принимаем на основе наших когниций относительно этих условий. Так, когниций могут вызывать
нежелательное поведение или эмоции, в зависимости от того, какие когниций индивидуум научился
использовать в различных жизненных ситуациях. Если люди приучаются думать о себе как о
неудачниках, они могут становиться депрессивными. Если они начинают думать, что не могут
справиться с ситуацией, они будут пытаться избегать ее. Целью когнитивной терапии является
изменение ошибочного образа мышления пациента в отношении себя и обучение его навыкам,
необходимым для того, чтобы справиться с проблемными ситуациями. Терапия включает опыт
обучения, имеющего целью изменить когниций т. о., чтобы они стали более адекватными и не
препятствовали социальному или эмоциональному развитию.
Обзор разновидностей когнитивной терапии
Hosted by uCoz