Navigation bar
  Print document Start Previous page
 468 of 1766 
Next page End  

любая эмоция возбуждается получением информ. о чем-то и оцениванием этого. Не вызывает
сомнений, что нек-рые оценки оказываются запрограммированными: младенцам нравится все сладкое,
что они пробуют на вкус в первый раз. Однако более старшие дети и взрослые оценивают все, с чем они
сталкиваются, не только в отношении влияния на их телесное благополучие, но и в плане воздействия
на них как на личностей. Ребенок приходит в ярость, когда его дразнят сверстники, а юноша — когда
приятели подтрунивают над ним в присутствии девушки. Если эмоции зависят от оценок, то должно
быть столько же различных эмоций, сколько оценок. Эмоции можно классифицировать, но они не
обязательно должны быть производными друг от друга.
Неудивительно, что когнитивные теории имеют длинную историю. В III в. до н. э. Аристотель в
своем трактате «О душе» высказал предположение, что люди и животные способны давать чувственные
оценки (благодаря тому, что он называл vis estimativa) вещей как хороших или плохих для них и что эти
оценки вызывают эмоцию, удовольствие или неудовольствие. Фома Аквинский в своих «Комментариях
на Аристотеля» следовал Аристотелю в этом объяснении возбуждения эмоций.
Декарт утверждал, что все эмоции вызываются непосредственно побуждением к действию
«животных духов», или возбуждением врожденных рефлекторных актов, сопровождаемых
необходимыми для выживания физиолог. изменениями, — это мнение разделял и Дарвин. Позднее У.
Джемс и К. Ланге изменили опирающееся на здравый смысл представление, будто эмоция порождает
телесные изменения, на прямо противоположное, утверждая, что телесные изменения — прямой рез-т
восприятия возбуждающего объекта, а ощущение нами этих изменений и есть эмоция.
Теория эмоций Джемса — Ланге была безоговорочно принята и вскоре привела к фатальному
снижению интереса академических психологов к анализу эмоций.
Между тем заявить, что нек-рые ситуации вызывают врожденные паттерны реакций, вовсе не
значит решить проблему. Страх или ярость могут вызывать бегство или нападение, но они все же
остаются зависящими от осознания того, что что-то представляет собой угрозу или вызывает
раздражение, а это уже оценка, пусть и рудиментарная.
М. Б. Арнольд ввела понятие оценки (appraisal)
в академическую психологию. Она определяла
эмоцию как «испытываемую склонность к взаимодействию со всем, что интуитивно оценивается как
хорошее, или к уклонению от всего, что интуитивно оценивается как плохое для меня здесь и сейчас»,
к-рая «сопровождается паттерном физиолог. изменений, организованных для специфического акта
приближения или удаления». Арнольд различала неск. базовых эмоций как простых реакций на оценку
базовых ситуаций: симпатия (любовь), антипатия, желание, отвращение, радость, печаль, бесстрашие,
страх, гнев, надежда и отчаяние.
В своей книге «Эмоции и личность» (Emotion and personality)
Арнольд показала, что эмоции
зависят не только от интуитивной оценки чего-либо как «хорошего или плохого для меня», но тж от
спонтанной оценки возможных реакций как подходящих или неподходящих. Что-то угрожающее мне
может рассматриваться как нечто, чего трудно избежать, и поэтому вызывать страх, или оно может
оцениваться как нечто, что можно предупредить соотв. решительными действиями и победить в ходе
дерзкого нападения. Арнольд подчеркивает, что такая интуитивная спонтанная оценка подкрепляется
продуманным ценностным суждением по крайней мере у старших детей и взрослых, так же как
сенсорное знание дополняется концептуальным знанием. Поскольку мы используем интуитивные и
рефлексивные оценки одновременно, даже наши интуитивные суждения, порождающие эмоции, могут
подвергаться влиянию воспитания. Т. к. человек един, каждое рефлексивное ценностное суждение
будет сопровождаться интуитивной оценкой. Ценностные суждения редко оказываются
беспристрастными и объективными: то, что ценится, так или иначе привлекает. Следовательно, эмоции
могут подвергаться социализации, влиянию соц. аттитюдов и обычаев.
Как и др. теоретики, стоящие на позициях когнитивизма, Арнольд признает важность физиолог.
изменений, к-рые сопровождают эмоцию. Когда эти изменения ощущаются, они, в свою очередь, тоже
оцениваются и могут либо усиливать, либо изменять первоначальную эмоцию. Когда чел.,
испытывающий страх, оценивает учащение пульса как показатель нарушения работы сердца, над его
первоначальным чувством страха берет верх чувство страха перед болезнью. По определению,
сердечное заболевание ослабляет тело. Отсюда страх, вызванный учащением пульса, диктует оценку
того, что, будучи больным, чел. не сможет справиться с данной ситуацией, к-рая еще более усиливает
первоначальное чувство страха.
Важные исслед. в области эмоций были проведены Р. Лазарусом и его сотрудниками. Эти
ученые сделали оценку краеугольным камнем своей теории эмоции. Лазарус считает, что каждая
эмоция основывается на специфическом виде когнитивной оценки, сопровождаемой моторно-
Hosted by uCoz