Navigation bar
  Print document Start Previous page
 469 of 1766 
Next page End  

поведенческими и физиолог. изменениями. Он различает первичную оценку, вторичную оценку и
переоценку. Вторичная оценка — это оценка субъектом своего отношения к конкретному окружению, и
потому она ведет к измененной эмоциональной реакции. Переоценка может происходить как простое
оценивание значения этого изменившегося отношения к окружению, или она может представлять собой
психол. попытку совладать со стрессом. Такая переоценка не обязательно опирается на
фактографическую информ. — она может быть попыткой посмотреть на ситуацию с более
благоприятной т. зр. Говоря словами Лазаруса, она может быть «защитной переоценкой». Переоценка
может тж представлять собой попытку совладания, когда прямое действие невозможно.
Лазарус и др. пришли к выводу, что оценкой ситуации и, следовательно, эмоциональной
реакцией испытуемого можно манипулировать в ходе эксперимента. Перед демонстрацией эксперим.
группе фильма с жестокими натуралистическими сценами обрезания они зачитывали в одной группе
отрывок, в к-ром говорилось о болезненности этой процедуры, в др. группе говорили о том, что снятые
в фильме мальчики стремились пройти этот обряд инициации и испытывали чувство гордости от того,
что выдержали его. Наконец, третьей группе они давали «интеллектуализированную» информ., в к-рой
подчеркивалось антропологическое значение данного ритуала. Наиболее сильное эмоциональное
воздействие этот фильм оказал на первую группу, тогда как на эмоции двух др. групп он не оказал
существенного влияния.
В то время как влияние когниции на оценку надежно документировано, обосновать
необходимость различения между интуитивной и рефлексивной оценкой гораздо труднее. В своей
статье «Чувства и мышление: предпочтения не требуют умозаключений» (Feeling and thinking:
Preferences need no inferences)
P. Б. Зайонц указал на то, что представление о первичности чувств
утратило свое значение со времен Вундта. В когн. психол. оно было заменено схемой обработки
информ., согласно к-рой аффективная реакция возникает только после соотв. обработки поступающих
сигналов. Поэтому осн. работы по когнитивным процессам оставили в стороне аффект или переживание
и сконцентрировались исключительно на обработке информ. «Однако, — говорит Зайонц, — аффект...
является осн. валютой, имеющей хождение в челов. общении». Следовательно, «чтобы вызвать аффект,
об объектах необходимо знать очень мало, фактически иметь минимум информ». При воспоминании,
как и при восприятии, аффективная реакция воспроизводится первой. Как замечает Зайонц, из того, что
аффект может служить признаком завершения когнитивной активности (в прослушивании шутки,
напр.), не следует с необходимостью, что когнитивная активность яв-ся обязательным компонентом
аффекта.
Согласно Зайонцу, между аффектом и когницией существует разъединение. Суждения о
сходстве и суждения о предпочтении имеют различные измерения (dimensions). В начале XX в. Т.
Накашима сообщал в своей работе «Вклад в изучение аффективных процессов» (Contribution to the study
of affective processes), что суждения о приятности и неприятности не зависят от сенсорных
характеристик и потому не могут опосредоваться ими. Эстетические суждения и предпочтения всех
видов не опираются на когнитивный анализ. Эксперим. исслед. показали, что суждения о симпатии и
антипатии осуществляются и вспоминаются с большей уверенностью, тогда как суждения о том, что
данное стимульное слово яв-ся новым или уже предъявлялось, выносятся с заметной неуверенностью.
Отсюда Зайонц делает вывод, что перцептивный процесс, начинающийся с сенсорного опыта, сначала
вызывает неосознаваемую аффективную реакцию и затем переходит в распознавание знакомых
признаков (тж неосознаваемое), прежде чем начинается их рефлексивная когнитивная обработка.
Т. о., Зайонц указал на слабое место в броне когн. психол. Мышление и рефлексивное суждение,
по-видимому, зависят от аффекта в той же степени, как и от сенсорного опыта. Поскольку аффект
является осознанным переживанием притяжения/отталкивания, к-рое не генерируется ценностным
суждением, он должен вызываться спонтанной (неосознанной) оценкой объектов как хороших или
плохих и оценкой реакций как подходящих или неподходящих. Эмоции, к-рые обычно сопровождаются
рефлексивными суждениями, могут сами оцениваться как подходящие или неподходящие и изменяться
путем др. корректирующих впечатлений, но редко путем рефлексии или убеждения.
См. также Когнитивная сложность, Выученная беспомощность, Нарушения мышления,
Бессознательные умозаключения
М. Б. Арнольд
Когнитивные терапии (cognitive therapies)
К. т. — группа слабосвязанных между собой подходов, придающих особое значение
Hosted by uCoz