Navigation bar
  Print document Start Previous page
 470 of 1766 
Next page End  

когнитивным процессам как детерминантам поведения. Они базируются на утверждении, что поведение
и эмоции являются гл. обр. следствием оценки индивидуумом ситуации, и поскольку на эту оценку
влияют представления, предположения, образы и внутренний диалог, все эти когниции (т. е.
когнитивные процессы и их продукты) становятся мишенями терапии. Хотя эти терапии различаются
конкретными методиками, у них имеются общие предпосылки. М. Махони выделил три общие для К. т.
предпосылки: а) поведение и эмоции формируются и развиваются через когнитивные процессы; б)
процедуры, осн. на теории научения, эффективно воздействуют на когнитивные процессы, и в) терапевт
должен выступать в роли «диагноста-педагога», раскрывая дезадаптивные когнитивные процессы и
организуя клиентам приобретение опыта их изменения.
Сравнение с другими видами терапии
Хотя традиционные виды психотер., такие как психоан. и клиентоцентрированная терапия,
признают важность представлений и др. психич. феноменов в том, что касается их влияния на
поведение, К. т. отличаются от них в неск. важных отношениях. Во-первых, они подчеркивают примат
когниций над эмоциями и поведением. Т. к. когниций побуждают людей к поведению и дают начало их
эмоциям, главной заботой терапии должно быть изменение дисфункциональных мыслей,
предположений и представлений.
Большинство терапий являются когнитивными, поскольку они стремятся вызвать изменение
взглядов и суждений клиента. В большинстве традиционных подходов, однако, эти изменения
рассматриваются как побочные эффекты достижения др. терапевтических целей. К. т. отличается от
этих терапий более прямым воздействием на ошибочные предположения, представления или мысли и
специальным обучением навыкам совладания (копинга), отсутствующим в репертуаре клиента.
Разновидности К. т. отличаются от методов поведенческой терапии тем, что придают большее
значение психич. феноменам. Ортодоксальные бихевиористы пренебрегают когнициями в пользу
открытого поведения. Они концентрируются на измеримом поведении, и их процедуры ограничены
усилиями спроектировать среду т. о., чтобы угашалось нежелательное поведение и подкреплялось
желательное. Мн. когнитивные терапевты были в прошлом бихевиористами, со временем
разочаровавшимися в поведенческом подходе вследствие его узости. Опыт научил их тому, что мн.
проблемы человека не м. б. решены без учета таких психич. феноменов, как представления и
внутренний диалог.
Историческое развитие когнитивных терапий
На рубеже XIX—XX вв. швейцарский психолог П. Дюбуа писал в своей работе «Психическое
лечение нервных расстройств» (The psychic treatment of nervous disorders), что эмоциональный дистресс
вызывается ошибочными мыслями и что задачей терапии яв-ся разубеждение больного в таких мыслях
с помощью доказательств, логической индукции и здравого смысла.
Работы А. Адлера, появившиеся неск. позднее, оказали более прямое воздействие на развитие
когнитивной терапии. В своей работе «Что должна значить для вас жизнь» (What life should mean to you)
Адлер выразил свое убеждение в том, что в основе пораженческого поведения невротиков лежат
несостоятельные представления вроде необходимости превосходства над окружающими. Он считал, что
терапия должна иметь целью изменение таких представлений. Пациентов надо учить, что соц. интерес и
сотрудничество являются более конструктивными ориентирами поведения, чем невротические
потребности к превосходству и господству.
А. Эллис и А. Бек, получившие традиционную психотерапевтическую подготовку, разработали
типично К. т., в к-рой сделан сильный акцент на когнитивных факторах.
Поведенческие терапевты, скованные ограничениями методики проектирования среды в том, что
касается осуществления изменений у клиентов, начали переходить на когнитивные позиции в начале
70-х гг. Их скептицизм в отношении адекватности обусловливания как основы терапии неск.
уменьшился благодаря переменам в теории научения и психологии развития.
Типичные когнитивные терапии
Навыки совладения (копинга)
Когнитивные терапевты бихевиористского толка часто проводят обучение навыкам
совладающего поведения, к-рые требуют манипулирования когнициями. Один из таких копинговых
подходов — скрытое моделирование (covert modeling),
к-рое описал Дж. Котела. Скрытое
моделирование представляет собой мысленную репетицию трудных действий перед их выполнением в
реальной жизни. Спортивные психологи обозначают эту процедуру как «психич. тренировку». А.
Каздин замечает, что, несмотря на эксперим. подтверждения результативности скрытого моделирования
в работе с отдельными клиническими проблемами, эта методика уступает в эффективности реальной
Hosted by uCoz