Navigation bar
  Print document Start Previous page
 471 of 1766 
Next page End  

практике. В этом смысле использование скрытого моделирования в особенности показано там, где
реальная практика невозможна.
Для обучения навыкам совладания использовались модификации метода систематической
десенсибилизации Дж. Вольпе. Одна из таких модификаций описана М. Голдфридом. Тогда как метод
Вольпе имеет целью достижение контроля над патогенными раздражителями, методика Голдфрида
использует патогенные раздражители для обучения клиента снижению физиолог. возбуждения. В то
время как при систематической десенсибилизации клиенты получают задание устранять образы,
вызывающие тревогу, клиентам Голдфрида предлагается достигать мышечной релаксации при
продолжающейся экспозиции этих образов. Голдфрид считает, что этот навык совладания переносится
на широкий набор стрессовых ситуаций, не включавшихся в программу терапии.
Решение задач
Нек-рые когнитивно-поведенческие терапевты считают, что неадекватность навыков решения
задач (problem-solving) яв-ся причиной таких дисфорических эмоций, как разочарование, враждебность,
тревога и депрессия. Они утверждают, что к этим патологическим состояниям приводят неудачи в
решении значимых жизненных проблем. Ряд когнитивных бихевиористов разработали модели решения
задач для использования в терапии.
Невозможно оспаривать важность мыслей, предположений, образов, внутреннего диалога и др.
когниций в детерминации поведения и эмоциональных состояний. Сложности в К. т. вызваны не
столько недооценкой важности этих когнитивных факторов, сколько вопросом эффективности усилий,
направленных на их изменение. Научные исслед. этого вопроса пока еще не дали убедительного
подтверждения их достаточной успешности.
См. также Когнитивно-поведенческая терапия, Когнитивная сложность, Новаторские
психотерапии, Психотерапия
К. Б. Мэтини, Р. М. Керн
Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities)
К. с. могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биолог. виду, напр.
способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к
индивидууму или от одной группы лиц к др., напр. вербальная или мыслительная способность.
Подавляющее большинство исслед. К. с. посвящено их изучению с т. зр. индивидуальных различий,
поскольку между людьми наблюдаются различия даже в тех способностях, к-рые характерны для них
как вида.
Тесты когнитивных способностей
Дж. Кэттелл предложил термин «умственный тест» в 1890 г., но еще до этого Ф. Гальтон
разработал набор простейших умственных тестов. Тесты Кэттелла, предназначавшиеся для студентов
американских колледжей, измеряли скорость психич. реакции, сенсорное различение и словесные
ассоциации. Эти тесты, однако, оказались плохо связанными с успешностью студентов в обучении. В
начале 1900-х гг. французский психолог А. Бине обнаружил, что тесты более сложных умственных
функций, таких как способность к запоминанию отрывков прозы или к решению простых
мыслительных задач, оказались полезными в прогнозировании школьной успеваемости и в
идентификации детей с задержками психич. развития. В начале XX в. британские психологи во главе с
Ч. Спирменом разработали множество тестов психич. функций, к-рые могли проводиться как с детьми,
так и со взрослыми. В США толчком к «тестовому движению» послужила не только адапт. Л.
М.Т¸рменом в 1916 г. тестов Бине, известная как тест Стэнфорд-Бине, но и широкое применение тестов
для классиф. офицеров и новобранцев, мобилизованных в ходе Первой мировой войны. Все эти тесты
— Бине, Т¸рмена и армейские (альфа и бета) — стали наз. тестами «интеллекта». Они получили
широкое распространение не только в силу их практ. полезности, но и как меры важных умственных
характеристик.
Для оценки согласованности рез-тов разных тестов при измерении ими одной черты или одного
свойства можно использовать коэффициент корреляции. Эта идея впервые была высказана Спирменом
в 1904 г. Серия проведенных им исслед. завершилась публикацией в 1927 г. его главной работы —
«Способности человека» (The abilities of man). В ней Спирмен развил теорию интеллекта, по существу,
теорию К. с., в к-рой все умственные тесты рассматривались в той или иной степени в качестве
измерений единственной черты или «фактора» когнитивной способности, к-рый Спирмен назвал «g»
(по первой букве полного названия «общая» (general)
способность). Спирмен считал, что фактор «g»
Hosted by uCoz