Navigation bar
  Print document Start Previous page
 472 of 1766 
Next page End  

измерялся всякий раз, когда умственная задача требовала того, что он наз. эдукцией (eduction), или
выявлением отношений и коррелятов. На более привычном языке этот неск. экзотический термин
можно было бы назвать умозаключением или индукцией. Современники Спирмена, однако, оказались
не готовы принять идею о единственном факторе когнитивной способности и продолжали считать, что
разные тесты все же измеряют разные способности — специфические способности к оперированию
словесным материалом, пространственными отношениями, воспроизведению по памяти заученных
списков слов и т. д.
С развитием методов факторного анализа наметился явный прогресс в разрешении спорных
вопросов, касающихся понимания К. с. Лидерами этого движения стали С. Барт, Г. Томсон в
Великобритании и К. Холзингер, Т. Л. Келли и Л. Л. Терстоун в США.
Факторы когнитивной способности
Главная цель в изучении К. с. состояла в определении того, какие виды способностей можно
идентифицировать, и в интерпретации их природы. В 1938 г. Терстоун опубликовал работу под
названием «Первичные умственные способности» (Primary mental abilities)
рез-ты факторного
анализа батареи из 57 мер К. с. в форме групповых бланковых тестов, к-рые он провел на студентах ун-
та. Мн. из этих мер были аналогичны заданиям, входившим в состав тестов интеллекта, но каждая из
них предназначалась для измерения одной — специфической — когнитивной функции. В этой батарее
им были выявлены по меньшей мере 8 факторов, поддающихся ясной интерпретации:
S. Пространственный (Space): способность воспринимать и сравнивать пространственные
паттерны.
V. Вербальное понимание (Verbal comprehension): способность к определению значения слов и,
более широко, к пониманию речи и оперированию вербальными отношениями.
W. Беглость речи (Word fluency): способность быстро продуцировать слова в соответствии с
определенными ограничениями в отношении их буквенного состава.
N. Легкость числовых операций (Number facility): скорость и точность выполнения простых
арифметических действий.
I. Индукция (Induction): способность выводить правила, к-рым подчиняется конкретный набор
стимулов.
Р. Перцептивная скорость (Perceptual speed): скорость и точность обнаружения определенных
визуальных стимулов в массиве материала или сравнения таких стимулов с к.-л. другими.
D. Дедукция (Deduction): способность строить рассуждения от предпосылок к точным выводам.
М. Механическая память (Rote memory): способность заучивать и воспроизводить по памяти
произвольные связи между стимулами, такими как слова и числа.
Терстоун считал, что его результаты поддерживают вывод о наличии мн. видов интеллекта и
опровергают предположение о существовании одного вида интеллекта — общего. В более поздних
исслед. Терстоуна и др. ученых этот вывод был смягчен до предположения об «иерархической»
организации К. с. Это предположение означало, что нек-рые К. с. являются крайне общими, входящими
в состав разнообразной умственной деятельности, тогда как другие являются более
специализированными.
Иерархический подход к К. с. принял неск. форм. Британские психологи, позиция к-рых
представлена книгой Ф. Вернона «Структура человеческих способностей» (The structure of human
abilities), помещают в самой вершине иерархии К. с. осн. групповой фактор, спирменовский фактор «g»,
а на следующем уровне — второстепенные групповые факторы: фактор «v:ed» (вербальный-числовой-
образовательный), происхождение к-рого связывается гл. обр. со школьным обучением, и фактор «k:m»,
(«практический-механический-пространственный-физический»); в дополнение к ним выделяются
многочисленные специфические факторы, такие как вербальный, числовой, пространственный и др.,
входящие в состав этих групповых факторов.
Дж. П. Гилфорд в своей книге «Природа человеческого интеллекта» (The nature of human
intelligence) отстаивал т. н. модель «структуры интеллекта» (SI). Гилфорд отрицал идею существования
фактора «g», или общего интеллекта. Вместо этого он полагал, что все К. с. можно в конечном счете
представить в виде перекрестной классиф. по трем основаниям: типам умственных операций, типам
содержания и типам «продуктов» или рез-тов, получающихся вследствие их переработки.
Утверждалось, что каждый вид когнитивной способности или фактор связан с определенным
процессом, содержанием и продуктом. Процессами, или «операциями», являются когниция (восприятие
информ.), память, дивергентное продуцирование, конвергентное продуцирование и оценка. Содержание
может быть образным, символическим, семантическим или поведенческим (последнее связано с
Hosted by uCoz