Navigation bar
  Print document Start Previous page
 489 of 1766 
Next page End  

разрешение конфликта интересов между отдельными людьми должно основываться на максимизации
выполнения желаний и минимизации фрустрации желаний или разрешение конфликта интересов
должно основываться на максимизации выполнения норм или конформизма; 10) к слабостям и
недостаткам следует относиться терпимо и исправлять их или к ним следует относиться нетерпимо и
наказывать за их проявление.
Итак, согласно С. Томкинсу, позиции правого и левого крыла различаются в зависимости от
ответов на следующие вопросы: «Яв-ся ли чел. по своей природе мерой всех вещей, целью самого себя,
активной, творческой, думающей, желающей, любящей силой? Или чел. должен реализовывать себя,
добиваться своего положения только путем борьбы с чем-либо/кем-либо, участия в чем-либо, следуя
некой норме, соответствуя некой мере, служа идеальной сущности, к-рые практически не зависят от
чел.?»
Росситер предлагает описание, более ориентированное на политику, и утверждает, что совр. К.
включает в себя 9 основных принципов: 1) существование универсального нравственного порядка,
санкционированного и поддерживаемого организованной религией; 2) неисцелимо несовершенная
природа людей, где за ширмой цивилизованного поведения всегда скрываются неразумность и
греховность; 3) врожденное неравенство людей в отношении разума, тела и характера; 4)
необходимость существования соц. классов и порядка и, следовательно, явное безрассудство любых
попыток уравнять людей с помощью силы закона; 5) главная роль частной собственности в деле
обеспечения личной свободы и защиты общественного порядка; 6) неопределенность прогресса и
признание того, что директивы яв-ся осн. методом, посредством к-рого об-во может идти по пути
прогресса; 7) необходимость правления и служения аристократии; 8) ограниченные границы челов.
разума и как следствие, важность традиций, ин-тов, символов, ритуалов и даже предрассудков и 9)
подверженность ошибкам и потенциальная тирания правления большинства и, следовательно,
желательность всепроникающей, ограничивающей и уравновешивающей политической власти.
В противоположность этому Д. Смит видит в Л. 2 осн. мотива: а) нелюбовь к деспотическому
правлению, дополненную стремлением заменить власть любой др. формой соц. практики, и б)
свободное выражение индивидуальной личности.
Однако отнюдь не все описания Л. и К. опираются на концепции, осн. на к.-л. одном признаке.
Самое фундаментальное описание этой дихотомии исходит из предположения, что К. и Л. различаются
по двум измерениям: духовное (священное)—мирское (профанное) и сила—слабость. В этой двумерной
системе координат Л. был бы представлен точкой с координатами «профанный» и «слабый», а К. —
точкой с координатами «священный» и «сильный».
Теории
Был выдвинут ряд теорий, объясняющих связь между консервативными/либеральными
аттитюдами, личностью и когнитивным стилями. Ганс Айзенк, напр., предложил двухфакторную
теорию личности и идеологии с одним фактором, радикализмом, относящимся к содержанию соц.-
политической идеологии, и др. фактором, жесткость/мягкость, относящимся к когнитивному стилю.
Следовательно, по содержательному измерению идеология варьирует от радикализма до К., а по
стилистическому измерению — от полюса, представленного практ., материалистическим и
экстравертированным индивидуумом, добивающимся своего от окружающих силой или
манипулированием, до полюса, представленного теор., идеалистическим и интровертированным
индивидуумом, воздействующим на свое окружение посредством мышления или веры. Одним из рез-
тов этой концептуализации стало то, что в представлении Г. Айзенка фашисты и коммунисты оказались
весьма похожими друг на друга и по складу личности, и по когнитивному стилю.
В сопоставимой теории Рокич проводит теорет деление на консерваторов и либералов по тому, с
какой позиции — правой или левой — они подходят к рассмотрению проблемы и в то же самое время
по тому, мыслят ли они широко или узко, то есть по тому, насколько догматичным оказывается их
мышление. Т. о., для Рокича К./Л. тоже характеризуется такими измерениями, как стиль и содержание,
но при этом консерваторы с широкими и узкими взглядами противопоставляется либералам с
широкими и узкими взглядами.
Еще одна психол. теория, впервые предложенная Т. Адорно с соавторами и позднее
модифицированная Мак-Клоски, представляет собой теорию авторитарной, или консервативной,
личности. Эта теория, по существу имеющая психодинамическую ориентацию, утверждает, что
личность идеолога проецируется на внешний мир т. о., что данный чел. создает совокупность образов
(set of perceptions), к-рые согласуются с его фундаментальными психол. потребностями и
побуждениями и выражают их.
Hosted by uCoz