Navigation bar
  Print document Start Previous page
 494 of 1766 
Next page End  

сравниваются. Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки; выбор метода
определения надежности зависит от того, к каким его недостаткам наиболее устойчив конкретный
инструмент.
Валидность — это психометрическая характеристика, показывающая, в какой степени данный
инструмент измеряет то, для измерения чего он предназначен. Содержательная валидность указывает,
насколько хорошо задания (пункты) определенного инструмента отражают репрезентативную выборку
всех возможных аспектов той теорет. характеристики, к-рые, предположительно, должны быть
представлены данным инструментом. Содержательная валидность обычно достигается
последовательным отображением аспектов этой характеристики в содержании заданий (пунктов)
инструмента и выбором среди них тех, которые наилучшим образом репрезентируют желаемую
характеристику. Критериальная валидность констатирует, насколько хорошо тестовый инструмент
соответствует др. мерам теорет. характеристики, к-рую этот тестовый инструмент предназначен
измерять. Когда конструируется совершенно новый инструмент, необходимо точно определить др.
критерии, с к-рыми можно его сравнить, чтобы оценить его критериальную валидность. Наконец,
конструктная валидность показывает, в какой степени выполнение данного теста согласуется с теорет.
планом или конструктом, относящимся к той характеристике, к-рую этот тест предназначен измерять.
Др. словами, конструктная валидность показывает, насколько хорошо выполнение теста можно
предсказывать исходя из теорет. модели, положенной в его основу. Как и в случае содержательной
валидности, конструктная валидность достигается путем рационального анализа заданий теста. Хотя
нек-рые инструменты, измеряющие, предположительно, крайне динамичные и изменчивые черты,
могут оказываться полезными даже несмотря на их недостаточную надежность, никакой инструмент не
мог бы оставаться полезным в случае установления его недостаточной валидности.
См. также Меры интеллекта, Психометрика, Оценочные (рейтинговые) шкалы
Д. Боуэн
Консультирование (counseling)
Консультирование как обучение
Понимание К. как обучения — или руководства, ориентирования, наставления, как его часто
называют, — связано с ист. употреблением термина «К.». Словарные дефиниции подчеркивают такие
его признаки, как предоставление советов и обмен информ. Большинство историков формального
руководства рассматривают его как феномен XX в., возникший как одно из неск. реформаторских
движений, отвечающих условиям, к-рые породила Промышленная революция XIX в. Помимо
общечеловеческой озабоченности судьбами людей, лишенных средств к существованию, потребность
пром-сти в трудовых ресурсах стимулировала возникновение профориентации. Пром-сть испытывала
острую потребность в разнообразной и высококвалифицированной рабочей силе. Пионеры в области
профориентации, как и мн. др. реформаторы и сторонники прогресса, видели в бесплатных гос. школах
механизм соц. изменений. С т. зр. пионеров профориентации, школа и ее учебный план предоставляли
благоприятные возможности для подготовки людей (включая тех, кто недавно прибыл из др. стран, а тж
жителей сельских районов Америки) к жизни в промышленно развитом демократическом об-ве. Именно
вера в пользу утилитарного образования создала плодородную почву для развития профориентации.
Слияние профориентации с тестированием укрепило ее как фундамент К. До развития
тестирования профориентация зависела от профессионально-технического обучения, причем важное
значение придавалось профпросвещению и рекомендациям по выбору профессии. С развитием
тестирования в сферах способностей, интересов, профессий и личности профориентация получила
научные средства для реализации своей осн. на здравом смысле идеи повышения соответствия между
работником и профессией. Профподбор основывался на способности консультантов собирать точную
информ. о конкретном чел., его способностях и интересах, а тж о работе. Тестирование и последующие
достижения в области психологии черт и факторов предоставили в распоряжение профконсультантов
методики, позволившие им проводить соотв. оценки как индивидуума, так и работы.
Отличительной особенностью ориентационной модели была верность научному подходу к
практике и исслед. К. Что касается практики К., то консультант, помогая клиенту развить необходимые
навыки решения проблем и правильно понять себя, должен использовать психол. методы, такие как
психол. тестирование, и обоснованную научную информ. Фактически К. рассматривалось как
снабжение клиента необходимыми умениями и знаниями. Тот же самый акцент на научном методе был
принят в исслед., к-рые опирались на методологию черт-и-факторов, использующую психол. тесты и
Hosted by uCoz