Navigation bar
  Print document Start Previous page
 495 of 1766 
Next page End  

корреляционный анализ.
Консультирование как психотерапия
Примерно в 1940 г. доминирование ориентационной модели начало ослабляться; к концу
десятилетия ее сменила психотерапевтическая модель. Ряд факторов способствовал снижению ее
популярности. Частично падение интереса к директивному К. совпало с общественными переменами,
связанными с окончанием периода Великой депрессии и началом Второй мировой войны. Эти
изменения принесли с собой новый дух индивидуализма вместо застывших формул и авторитаризма
прошлого. Кроме того, люди столкнулись с быстрыми соц. переменами, к-рые, по-видимому, знач.
затрагивали их жизнь.
Последствия этих перемен вышли за границы образовательных и профессиональных проблем, т.
к. люди искали помощи по самым разным вопросам личной адапт., особенно в эмоциональной сфере и в
области межличностных отношений. В наступлении «Эры психотерапии» важную роль сыграла
публикация книги Карла Роджерса «Консультирование и психотерапия» (Counseling and psychotherapy).
В ней Роджерс оспорил ориентационный взгляд на К. как некий дополнительный инструмент,
облегчающий сбор достоверной информ. и принятие решений. В роджерианской модели фокус
смещается на индивидуальные проблемы, относительно независимые от об-ва. Эти проблемы преим. яв-
ся эмоциональными по своей природе, и оказывающий помощь специалист занимается установлением
терапевтических отношений, всячески избегая директивных воздействий.
Несмотря на происшедшие изменения и сдвиги акцентов, личностно-центрированный подход
сохранился как осн. перспектива, в к-рой способности клиента к самоопределению становятся
предметом внимания, заботы, деятельности и принятия, реализуемые через терапевтические отношения.
Дальнейшее развитие
В 1950-х и 1960-х гг. К. как директивная ориентация — хотя и менее популярное, чем психотер.,
— стимулировалось развитием профессиональных орг-ций и восстановлением ценности обучения и
работы. Рез-том этого был значительный спрос на школьных консультантов (Закон о национальной
обороне от 1958 г.) и консультантов в сфере реабилитации.
Тем не менее Отделение психол. К. конкурировало с клинической психологией за сферу психол.
услуг. Деятельность такого рода продолжается и сегодня (напр., конкуренция за выплаты третьих лиц).
Эти действия привели к дальнейшему упадку ориентационной традиции и к отделению
консультирующих психологов с докторской степенью от школьных и реабилитационных консультантов
с подготовкой ниже докторского уровня.
В тот же самый период успехи в области соц. наук привели к существенным концептуальным
разраб. (теория Я-концепции, теория стадий), к-рые трансформировали профориентацию в К. по
вопросам выбора карьеры и продвижения по службе. Эти успехи тж оказали влияние на
психотерапевтическую модель. Теперь существовали различные конкурирующие модели К. Важно
подчеркнуть, что в соответствии с собственной историей и теорией К. представляет собой строго
определенный способ действий в работе с людьми. Более того, К. связано со специфическими
учреждениями и профессиональными функциями. Сегодня, как и в прошлом, консультантов в первую
очередь можно найти в сфере образования и чаще всего — в вузах. Вероятнее всего, они участвуют в К.
или в обучении и ориентированы на цели образовательной, профессионально-технической и
личностной адапт. людей. В ответ на этот традиционный вид К. у мн. возникло предположение о
благоприятных перспективах К. в промышленности и здравоохранении. Нек-рые специалисты сменили
традиционную среду К. на нетрадиционную: частную практику, больницы общего профиля, корпорации
и средства массовой информ. Др. рекомендуют групп. работу и консультации (совещания) как осн.
форму деятельности.
1. Хотя с К. связано пестрое множество родственных видов деятельности, ряд важных аспектов
(часть из них — общие с др. профессиями, часть — специфические) образуют ядро К.
2. Как и во мн. профессиях, в К. принимается научный подход к практике и исслед.
3. Поддерживается фокус на индивидуальности с особым вниманием к раскрытию личных
возможностей чел. в противоположность подчеркиванию патологии.
4. Подчеркивается забота о вопросах развития чел., включая решения об образовании, выборе
профессии и межличностной адапт.
5. Профессиональная компетенция включает в себя определенные навыки и знания,
способствующие установлению терапевтических отношений, осознанию проблемы, инициации
изменений, поддержанию изменения и оценке рез-та. К специализированным знаниям и умениям, часто
связываемым с К., можно было бы отнести проведение интервью, оздоровление отношений, оценку,
Hosted by uCoz