Navigation bar
  Print document Start Previous page
 497 of 1766 
Next page End  

ценятся в той степени, в какой они обеспечивают вовлечение в положительные межличностные
отношения.
Появление парадигм досуга
В последнее время появилось неск. всесторонних трактовок психол. природы досуга. Мак-
Дауэлл привел аргументы в пользу того, что досуговый опыт относится к типичному
«правополушарному мышлению», тогда как трудовое сознание имеет характер «левополушарного
мышления». Кроме того, им сформулировано понятие досугового благополучия, к-рое он определяет
как «эстетический, доставляющий удовольствие, отвечающий потребностям, полезный для здоровья и
динамичный стиль досуга». Мак-Дауэлл полагает, что досуговое благополучие включает в себя четыре
осн. компонента самопомощи: совладание, сознавание— понимание, осведомленность и притязания.
С. Айсо-Ахола считает, что существуют четыре наиболее важные детерминанты восприятия
опыта как досуга: а) сознаваемая свобода участия в деятельности, б) внутренняя мотивация участия в
деятельности, в) то, относится ли деятельность к повседневной работе, а тж г) то, направлена ли
деятельность на достижение конечных или инструментальных целей. Есть определенные
доказательства того, что при уже имеющемся высоком уровне интереса к деятельности ожидаемое
внешнее вознаграждение за участие в ней может на самом деле снизить дальнейшее участие чел. в этой
деятельности.
Феномен досуга был тж рассмотрен с позиций теории атрибуции. Под атрибуцией понимаются
процессы, посредством к-рых индивид приписывает причины событиям, поведению и конечным рез-
там, пытаясь конструировать каузальное значение ситуаций. Было установлено, что атрибуция имеет
три измерения: интернальность — экстернальность (заключена ли данная причина в самом чел. или
нет); устойчивость — неустойчивость (яв-ся ли причина устойчивой во времени); и глобальность —
специфичность (яв-ся ли причина общей для мн. ситуаций). Существует достаточно высокая
положительная связь между сознаваемой свободой и внутренней (интервальной) причинностью,
поэтому люди склонны определять досуг как те занятия, к-рые обусловлены действием внутренних
устойчивых причин.
Может иметь место и интернально неустойчивая атрибуция, когда индивидуум увлекается
новыми занятиями, в к-рых его компетенция подтверждается от случая к случаю. В такой ситуации
следует помочь чел. связать свои успехи с внутренними, а не с внешними факторами, чтобы поддержать
его участие в данной деятельности и не дать ей превратиться для него в «работу».
Измерение глобальность — специфичность относится к атрибуциям собственной
компетентности (либо некомпетентности) в сфере досуговых занятий относительно воспринимаемой
компетентности др.
Модели консультирования по вопросам досуга
За последние неск. лет было предложено большое число моделей К. по в. д., к-рые Тинсли и
Тинсли объединили в три категории: а) ориентирование в сфере досуга, б) принятие решений по
вопросам досуга и в) досуговое консультирование. В моделях ориентирования в сфере досуга
предпочтение отдается методикам информирования, к-рые нацелены на помощь клиенту в выборе
подходящей досуговой деятельности, вызывающей у него интерес. Модели принятия решений тж
придают значение помощи клиенту в выборе подходящих занятий в свободное время, однако имеет
место большее использование взаимоотношений клиент—консультант как части консультационного
взаимодействия, так же как и большее осознание и применение процесса принятия решения. Модели
досугового консультирования предполагают холистический фокус на целостной личности и
установление помогающих консультационных отношений.
Цели консультирования по вопросам досуга
Главной целью К. по в. д. яв-ся обеспечение роста воспринимаемой клиентами компетентности
благодаря их вовлечению в те виды деятельности, в к-рых они могут добиться успеха. Обеспечение
клиентов растущим ощущением свободы благодаря вовлечению их в свободно избранную,
повышающую компетентность деятельность составляет вторую цель.
Еще одна цель К. по в. д. — повышение индивидуального уровня оптимального возбуждения и
непостоянства (incongruity), т. е. того, в чем отчаянно нуждаются мн. люди. По существу, этого можно
достичь, повышая разнообразие, соревновательное значение и сложность досуговых занятий.
Кроме того, досуговые занятия могут играть роль пробной подготовки к дальнейшей
деятельности: мн. люди превратили свои увлечения в приносящие удовлетворение виды
профессиональной деятельности. Досуговые занятия тж могут удовлетворять те потребности, к-рые не
удается удовлетворить в др. видах деятельности (напр., в трудовой).
Hosted by uCoz