Navigation bar
  Print document Start Previous page
 500 of 1766 
Next page End  

XX в. в рамках общественных программ для молодых людей развернулась профориентационная работа,
она вскоре была перенесена в школы. Поначалу эта работа сводилась к профпросвещению, цель к-рого
— снабдить стоящего перед выбором профессии ученика информ., достаточной для принятия
продуманного решения. Более широкие пед. и психол. перспективы, прогресс психол. знаний и
технических возможностей сначала привели к использованию тестов, а затем и к расширению спектра
целей профориентации. Теперь профориентационная работа, помимо информирования, включает
облегчение развития когнитивных навыков, необходимых молодому чел. для принятия эффективных
решений (в т. ч. выбора профессии), укрепление идентичности, закладываемой вместе с
профессиональным выбором, и подбор работы, соотв. психич. орг-ции конкретного чел. Эта последняя
инициатива, объединяющая пед. цели подготовки индивидуума ко всем сторонам жизни — соц. и
семейной в той же мере, как и экономической, — привела к развитию консультирования и созданию
консультационных центров. Такие центры занимались не только оказанием помощи уч-ся в выборе
подходящей профессии и соотв. уровня образования, но и помогали им достичь эмоциональной
автономии в своих семьях, наладить близкие отношения со сверстниками, не утрачивая собственной
независимости, и пересмотреть усвоенные в семье нормы поведения, чтобы привести их в соответствие
с жизненными обстоятельствами стоящих на пороге взрослости молодых людей.
Чтобы полнее представить себе направления работы К. по в. р., нужно вернуться к его корням, к-
рые уходят в консультирование семей из соц. неблагополучных слоев об-ва. Первые соц. работники
олицетворяли реакцию об-ва на обстановку в начале XX в., сложившуюся вследствие того, что
значительная часть населения переживала экономические лишения, часто сочетавшиеся с этнической
изоляцией, а это, в свою очередь, вызывало рост отчуждения. Все группы населения, с к-рыми велась
соц. работа, страдали от недоедания, болезней и преступности, повышавших вероятность физ.
неполноценности и обеднявших эмоциональную жизнь. Помимо экстренных поверхностных мер,
направленных на облегчение страданий, помощь таким группам заключалась в развитии чувства
национальной гордости, формировании учеб. и соц. навыков, необходимых для преодоления
трудностей. В психол. и психиатрических концепциях постепенно стали уделять внимание факторам
психол. и эмоциональной устойчивости/неустойчивости семей, а тж методам оказания им
дополнительной помощи при столкновении с трудностями и испытаниями. В связи с появившимся
позднее предвзятым отношением учреждений и орг-ций к этническим меньшинствам и влиянием осн.
на эмоциях предрассудков, к-рыми было охвачено наше об-во в 1960-х и 1970-х гг., значительно больше
внимания стало уделяться тому, каким образом организационные факторы формируют у людей чувство
субъективного благополучия и возросших возможностей.
Уравновешивание индивидуальной и социальной перспектив
Консультант по вопросам развития рассматривает клиента с трех т. зр.: а) эволюционирующей
структуры мотивов индивидуума, направленных на себя и на др.; б) поведенческих и когнитивных
навыков, а тж др. ресурсов, к-рые создают контекст осуществления целей, включенных в эти мотивы; в)
соц. условий, к-рые формируют эти структуры и взаимодействуют с ними.
Вмешательства консультантов по вопросам развития нацелены на конкретных лиц или на те соц.
образования, в к-рые эти лица входят. Т. о., консультант по вопросам развития может вносить свой
вклад посредством применения знаний о психол. развитии как консультант по учеб. планам и
программам или по системам поддержки близких родственников.
Консультирование по вопросам развития и образа жизни на разных этапах жизненного
цикла
Вполне понятно, что первоочередной заботой является развитие детей. Однако рост и изменение
не прекращаются со вступлением во взрослость. Само признание приоритета вопросов детского
развития требует внимания к развитию взрослых, т. к. превратности взрослой жизни родителей
оказывают воздействие на их детей. Рост показателя количества разводов в 1970-х гг. служит весьма
убедительной ил. Но даже если отвлечься от влияния изменений в жизни взрослых на развитие детей,
одно из скрытых или явных стремлений любого об-ва, зависящее от его экономического состояния и
развития, заключается в максимизации возможностей для самореализации в пределах разделяемой
большинством системы ценностей.
Э. Эриксон начал заполнение пробела в психодинамических теориях развития личности,
расширив их настолько, чтобы они охватывали всю жизнь чел. Предложенные им восемь стадий
жизненного цикла описывают последовательность кризисов, каждый из к-рых отмечен приобретением
составной части личности или овладением поведением, имеющими существенное значение в
последующей жизни; дефицит, вызываемый неудачей в разрешении кризиса развития, если только он не
Hosted by uCoz