Navigation bar
  Print document Start Previous page
 501 of 1766 
Next page End  

компенсируется позднее, может мешать чел. жить полноценной жизнью. Эти психол. исходы
соответствуют связанным с возрастом образовательным и соц. стадиям жизни: поступлению в школу,
овладению школьной программой, выбору профессии, вхождению в мир труда, вступлению в брак и
созданию семьи, выходу на пенсию и подведению итогов неизбежно заканчивающейся жизни.
Теорет. формулировки Эриксона служат «черновой картой» для консультанта по проблемам
развития, пытающегося понять исходы возрастных кризисов и найти формы помощи конкретному чел.
в преодолении трудностей роста на определенном этапе жизни. Консультантами разраб. программы,
облегчающие переход дошкольников к обучению в школе, а тж переход молодой пары на стадию
родительства. Кроме того, аналогичные программы были разраб. для тех, кому приходится менять
карьеру и кому предстоит выход на пенсию.
Консультанты по реабилитации хорошо зарекомендовали себя, помогая людям адаптироваться к
болезни и инвалидности. Конец 1970-х гг. был отмечен усилением взаимодействия между психологами
и специалистами в области физ. здоровья. Это взаимодействие возникло из усиливающегося осознания
того, что образ жизни — важный фактор, влияющий на уязвимость к канцерогенным и сердечным
заболеваниям.
См. также Развитие в подростковом и юношеском возрасте, Эриксонианские стадии развития,
Нормальное развитие
Э. С. Бордин
Консультирование сверстниками (peer counseling)
Под К. с. понимают выполнение нек-рых консультационных функций лицом примерно
одинакового возраста с консультированием под наблюдением профессионального консультанта. Хотя
большинство программ К. с. проводятся в колледжах, в них тж включены средняя и начальная школы.
Общинные (community)
агентства психич. здоровья и службы пенитенциарной системы разработали
парапрофессиональные модели, привлекающие местных «естественных» лидеров и посредников в
программы самопомощи ради изменения.
Консультанты-сверстники обычно использовались в четырех аспектах: а) как помощники по
организационным вопросам; б) как ассистенты в консультационной программе, обычно со строго
определенной ролью, такой как наставник или лицо, предоставляющее информ.; в) как помощники в
группе под прямым наблюдением консультанта; и, редко, г) в качестве независимых агентов с
обязанностями консультанта.
В модели групп. консультирования для тренинга консультантов-сверстников особое значение
придается самоосознанию, межличностным и коммуникативным навыкам и, на более высоких уровнях
вовлеченности, ознакомлению с навыками консультирования. Данная модель имеет теорет.
обоснование в прикладной и соц. теории научения, особое внимание в ней уделяется аффективному и
когнитивному развитию. Программа тренинга осн. на принципах равноправного групп. поведения; сила
воздействия равных (сверстников) направлена на развитие позитивных, эффективных и
вознаграждаемых жизненных навыков.
Консультанты-сверстники выступают в качестве моделей для равных себе лиц; в ходе тренинга
стимулируется и развивается позитивное поведение, к-рое демонстрируется консультантами-
сверстниками в целях оказания влияния на своих подопечных.
В. Дельворт провел оценку программ К. с. для выяснения того, почему они не столь эффективны
в школах. Он сделал вывод, что осн. недостаток заключается в том обстоятельстве, что эти люди
обучены сохранять status quo учеб. заведения. В большинстве рассмотренных программ консультанты-
сверстники действовали под прямым руководством консультанта и в пределах формальной
иерархической школьной структуры. Это обстоятельство затрудняет оказание воздействия на
«трудных» учеников, ценности к-рых отличаются от ценностей консультантов-сверстников.
Необходимым условием эффективной парапрофессиональной программы (или программы К. с.)
яв-ся соблюдение следующих требований: а) процесс отбора должен выявить естественных лидеров и
помощников; б) тренинг должен обеспечить доступ к навыкам «входа в систему» («system entry» skills);
в) вовлечение во все аспекты орг-ции должно поощряться; г) это вовлечение должно быть
развивающим; и д) среди сверстников должна формироваться общность, напр. в форме коммуны.
См. также Терапия в однородных группах, Влияние сверстников
Н. Э. Хейни
Hosted by uCoz