Navigation bar
  Print document Start Previous page
 520 of 1766 
Next page End  

творческих личностей стали применяться биографические опросники. Любой из этих подходов может
быть использован для выявления лиц с высоким творческим потенциалом с целью предложить им
специальное обучение. В США действуют специальные программы, причем нек-рые из них в масштабе
всей страны. Вместе с тем эти методы оценки К. неоднократно подвергались критике в отношении
содержательной и конструктной валидности и надежности соотв. тестов и шкал, ясности их инструкций
и их применимости к разным популяциям, полноты оценки, а тж зависимости получаемых рез-тов от
ситуационных и контекстуальных факторов. Обнадеживающие рез-ты получены при оценке уровня
и/или типа К. при помощи естественных заданий, напр. сочинения стихов или коротких рассказов,
сборки мозаики или решения стихийно возникающих задач.
Несмотря на все свои недостатки, тесты К. широко используются в исследовательских проектах.
Баррон и Херрингтон подсчитали, что в 70 исслед. были выявлены положительные, статистически
значимые связи «между показателями дивергентного мышления по различным тестам и приемлемыми
нетестовыми проявлениями творческой деятельности». Вместе с тем в нек-рых исслед. тестовые
показатели К. не коррелировали значимо с творческим поведением или творческими достижениями, что
говорит о важности выявления релевантных творческих способностей в каждой профессиональной
области и подборе соотв. тестов для их измерения. В когнитивных исслед. идентифицированы такие
качества творческого мышления, как придание значения расширенным рабочим совещаниям,
разнообразная «игра» с идеями, использование нестандартных стратегий, анализ парадоксальных
элементов проблем, переключение с общего на частное и обратно.
Были тж выявлены нек-рые общие личностные характеристики творческих людей, такие как
придание высокой ценности эстетическим качествам опыта, широта интересов, энергичность, тяготение
к сложным задачам, независимость суждений, автономность, интуиция, уверенность в себе,
способность разрешать парадоксы или примирять явно противоположные или конфликтующие
элементы в Я-концепции, твердое осознание себя как творческой личности. Помимо этого более
развитые творческие способности имеют первенцы в семье и дети, рано потерявшие родителей. Эти
обстоятельства, по-видимому, приводят к «интенсивно переживаемому детству», часто связываемому с
последующими творческими достижениями. Группы творческих людей сильно различаются по ряду др.
показателей, в частности, у писателей и их близких родственников чаще обычного встречаются
аффективные расстройства, тогда как ученые-исследователи растут «интеллектуальными бунтарями» и
склонны разрывать близкие связи с родительской семьей в период отрочества—юности.
Программы обучения творчеству исходят из предположения, что творческую деятельность
можно существенно усилить. Это допущение не получает всеобщей поддержки у психологов,
придающих решающее значение биолог. детерминантам и научению в раннем детстве. Авторы нек-рых
подходов к развитию К. признают, что за короткое время нельзя сколько-нибудь существенно повлиять
на важные для творчества навыки и умения, т. к. эти составляющие творческой деятельности включают
в себя такие элементы, как знание предмета, технические навыки, когнитивный и рабочий стили. В рез-
те эти программы придают особое значение мотивации на задачу (посредством моделирования,
фантазирования, поощрения самостоятельного выбора, безоценочности и др.), чтобы дать возможность
чел. выразить свои способности, не подрывая веру в них. Нек-рые авторы таких программ занимают
более оптимистическую позицию в отношении повышения К., делая ставку на когнитивные, а не
социально-психологические методы. Напр., программы мозгового штурма делают упор на отсрочку
суждения, синектика стимулирует творческую активность путем обучения развивать аналогии,
программы решения творческих задач учат людей генерировать нестандартные идеи, используя такие
методики, как объединение двух или большего числа несочетаемых понятий. Нек-рые программы для
школьников, напр. Purdue creativity training program и Productive training program,
оказались
эффективными в том, что касается повышения показателей по стандартным тестам К.
В дальнейшем предстоит выявить генетические маркеры творческой деятельности, свести
воедино данные исслед. личностных и когнитивных особенностей творческих людей, оценить роль
измененных состояний сознания в творческом мышлении, определить роль безумия в блокировании
или, наоборот, облегчении творческого выражения, идентифицировать семейные и школьные факторы,
способствующие воспитанию творческих личностей. В мире существует множество соц.,
экономических и экологических проблем, требующих творческого подхода, что говорит о значимости
этой области психологии и востребованности труда психологов, посвятивших себя изучению
творческого принципа «И-Цзин» и его проявлениям в челов. жизни.
См. также Абстрактный интеллект, Морфология искусства, Человеческие факторы, «Мягкий»
детерминизм, Бессознательные умозаключения
Hosted by uCoz