Navigation bar
  Print document Start Previous page
 523 of 1766 
Next page End  

эффективного функционирования возникает кризис, вызывая потребность в эффективном
вмешательстве.
Эффективное вмешательство помогает предотвратить тяжелую эмоциональную дезорганизацию,
к-рая ставит под угрозу физ. и психол. благополучие индивидуума. Незамедлительное и
целенаправленное вмешательство снижает вероятность прогрессирования расстройств, дает хорошие
шансы на полное восстановление докризисного уровня функционирования, при этом потребность в
последующей психотер., консультировании или госпитализации заметно снижается. Время в данном
случае является решающим фактором. Неэффективное или дезадаптивное поведение жертвы кризиса
следует как можно раньше прервать, редуцировать, придать ему др. направление. В связи с этим К. в., в
отличие от др. форм индивидуального вмешательства, должно проводиться чрезвычайно быстро.
Воздействие эмоционального стресса на тело и разум пока во многом непонятно. Именно
поэтому изучение К. в. в равной мере важно независимо от профессиональной подготовки. Психолог,
психиатр, соц. работник, консультант, к сожалению, не имеют достаточной теорет. подготовки и практ.
навыков в области К. в. Тем не менее недостаточная базовая подготовка никоим образом не мешает
эффективному функционированию в кризисных ситуациях. Необходимые навыки может сформировать,
отточить и использовать любой чел., профессионал и волонтер, министр, учитель или друг, готовый
проявить заботу о психич. благополучии тех людей, с к-рыми приходится ежедневно встречаться.
История движения кризисного вмешательства
Термин «К. в.» используется неоправданно широко и часто не по назначению. Для психолога он
может быть равнозначен психотер., для консультанта — краткосрочному консультированию, а для
психиатра, возможно, — госпитализации.
Разработку теории К. в. обычно приписывают Джералду Кэплану и Эриху Линдеманну, к-рые
исследовали лиц, находящихся в актуальных кризисных ситуациях, что позволило накопить осн.
информ. в этой области. Хотя работа проводилась после Второй мировой войны, историю того, что
теперь принято называть К. в., можно проследить по меньшей мере с начала XX в., когда на Северо-
Востоке США были созданы первые центры помощи. С того времени знач. возросло число агентств,
центров помощи, горячих линий.
Национальный ин-т подготовки в области К. в. (National Institute for Training in Crisis
Intervention)
объединил под одной крышей ученых, специалистов-практиков, парапрофессионалов,
волонтеров без специальной подготовки, работников полицейских служб и др. Такое сотрудничество не
только способствовало дальнейшему развитию единой теории К. в., но и позволило преодолеть мн.
традиционные барьеры — особенно между стражами порядка и персоналом агентств по
предоставлению помощи. В рез-те неотложная эмоциональная помощь жертвам кризиса стала более
эффективной.
Были разработаны различные уровни подготовки, а тж план аттестации работников кризисных
служб. В 1980 г. образована Федеральная аттестационная комиссия по К. в. (American Board of
Examiners in Crisis Intervention), к-рая занимается выдачей квалификационных удостоверений
представителям агентств и отдельных профессий, планирующих проводить К. в.
Процедуры кризисного вмешательства
К. в. представляет собой оперативную реакцию на проблему, требующую немедленного
разрешения. Жертвы кризиса часто дезорганизованы, склонны к замешательству и опасному
поведению, поэтому крайне важно, чтобы они как можно быстрее попали в поле зрения специалиста по
К. в., способного незамедлительно и квалифицированно отреагировать на ситуацию. Задача
специалиста — помочь жертве использовать личностные и соц. ресурсы, а в перспективе вернуться к
докризисному уровню функционирования.
С этой целью рекомендуется стандартный набор процедур. Предлагаемые инструкции не
устанавливают жестких правил и не умаляют значимости личного стиля работы специалиста по К. в., а,
напротив, призваны способствовать макс. раскрытию его творческого потенциала. Достаточно простая
форма проведения К. в. диктуется большим разнообразием возможного поведения жертв кризиса и
различными соображениями, возникающими у специалиста по К. в. при общении с ними. Обычно
специалист в начале К. в. в той или иной мере сам испытывает тревогу. Простые инструкции позволяют
сохранять уверенность в том, что независимо от собственного эмоционального состояния все
необходимые аспекты работы с жертвами будут охвачены.
Безотлагательность
Действия специалиста по К. в. должны быть направлены на снижение уровня кризиса с первых
минут встречи с пострадавшим. Действовать надо немедленно! Со временем кризис усугубляется и
Hosted by uCoz