Navigation bar
  Print document Start Previous page
 526 of 1766 
Next page End  

П. Ф. Меренда
Кросс-культурная психология (cross-cultural psychology)
Наука о челов. поведении должна включать в себя данные наблюдений, собранные по всему
миру, а не только в неск. промышленно развитых странах, где, в основном, и проводились до сих пор
исслед. Понятие культуры суммирует множество важных воздействий, оказываемых на челов.
поведение, и содержит основания для понятий личной и групповой идентичности, формируемой и
сохраняемой людьми. Кроме того, различные аспекты культуры оказывают большое влияние на
формулировку, распространение и принятие программ, предусматривающих оказание психол. услуг или
использование психол. принципов. Кросс-культурные исслед. имеют тж важнейшее значение для
разраб. теории и программ, нацеленных на применение знаний, полученных в ходе исслед.
Определения культуры
Как и в случае мн. сложных понятий, длительное время изучаемых психологами, таких как
личность, интеллект и патологическое поведение, ни одно определение «культуры» не является
общепринятым. Кребер и Клакхон высказали предположение о том, что мн. определения содержали
«эксплицитные или имплицитные паттерны поведения или образцы для поведения, передаваемые с
помощью символов, составляющие особые достижения групп людей ... [а тж] представления и
связанные с ними ценности». Гершкович выдвинул столь же важное предположение относительно того,
что культура «представляет собой рукотворную часть среды обитания человека». Триандис проводил
различие между материальной и субъективной культурой. Первая включает в себя такие сделанные
человеком объекты, как дома и орудия труда, а вторая охватывает реакцию людей на эти объекты в
форме ценностей, ролей и аттитюдов.
Очень важно определить границы понятия культуры, в противном случае оно может оказаться
настолько всеобъемлющим, что ничего или почти ничего не сможет объяснить в частности.
Поскольку большая часть кросс-культурных исслед. имеет целью уяснение понятий в том виде,
как их представляют себе носители изучаемой культуры, влияние когн. психол. в этой области всегда
было сильным. Большинство работ было посвящено знаниям людей об окружающем их мире, их
коммуникации, обусловленной этими общими знаниями, и передаче этих знаний следующим
поколениям. При таком акценте третье определение культуры, принадлежащее Гиртцу, схватывает суть
кросс-культурных исслед.: «Культура — это исторически передаваемый паттерн значений,
воплощенных в символах, система наследуемых представлений, выраженных в символических формах,
посредством к-рых люди сообщают, сохраняют и развивают свои знания о жизни и свои аттитюды к ее
разным сторонам».
В исследовательских проектах мн. психологи используют различные аспекты всех трех
определений. При изучении этноцентризма, напр., тот факт, что представления имеют «приданную
ценность» (предположение, высказанное Кребером и Клакхоном), следует дополнить понятием
«символических форм», сформулированным Гиртцем. Тот факт, что символы людей имеют ценность,
ведет к этноцентрическому мышлению, особенно если это касается таких субъективных элементов, как
идеология, религия, мораль или закон. Этноцентризм относится к глубокому убеждению, что
собственная культура всегда яв-ся самой лучшей (согласно собственным стандартам этой культуры), а
все остальные уступают ей.
Определение кросс-культурной психологии
К.-к. п. изучает влияния культуры на челов. поведение. Говоря более строго, она занимается
эмпирическим исслед. членов различных культурных групп с идентифицируемым опытом, к-рый ведет
к предсказуемым и значимым различиям и сходствам в поведении.
Родственный слову «культура» термин, к-рому психологи уделили много внимания, — это
субкультура. Этот термин часто используется, когда речь идет о группах людей, обладающих опытом
(могущим повлиять на поведение и влияющим на него), отличным от такового большинства людей
данной страны или об-ва. Люди, принадлежащие к субкультуре, живут в той же самой стране или об-ве,
что и остальное большинство населения, причем последних часто называют культурой большинства
(majority culture). Субкультура — это очень гибкое название, и его часто используют для обозначения
девиантных групп, говоря, напр., о субкультуре наркотиков или субкультуре банд мотоциклистов.
Всякий раз, когда группа людей создает свои собственные нормы, жаргон и средства коммуникации, их
действия напоминают различные субкультуры. Обычно развиваются и такие негативные последствия,
как недоверие к чужакам.
Hosted by uCoz