Navigation bar
  Print document Start Previous page
 528 of 1766 
Next page End  

абстрактных вопросах, интересующих психологов, к-рые можно было бы собрать, только проведя
обширные опросы (напр., представления людей об интеллекте, желательных чертах личности ребенка,
к-рые помогали бы детям справиться с будущими переменами в жизни), присутствуют в Архивах лишь
фрагментарно.
В одной из первых крупномасштабных исследовательских программ, целью к-рой было
установить, какие теории — научения или врожденных способностей — больше соответствуют истине,
Сегалл и др. попытались соотнести особенности окружения, в к-ром воспитывались люди, и независимо
оцениваемые перцептивные механизмы. Однако авторы не смогли эффективно провести свою работу ни
в одной стране мира, поскольку в каждой конкретной стране спектр особенностей среды был
относительно узок. Тогда они исследовали значительное количество различных культур, черты к-рых
варьировали в широком диапазоне, особенно такие особенности, как присутствие или отсутствие
зданий, построенных с помощью орудий труда, количество прямых углов в расположении
строительных конструкций и открытых перспектив, уходящих к горизонту. Данные, касающиеся
реакций людей на ряд зрительных иллюзий, что и являлось тестом перцептивных тенденций в данном
исследовательском проекте, собирались на 17 различных выборках в США, Африке и на Филиппинах.
Т. к. у представителей различных культур были выявлены большие различия в подверженности
зрительным иллюзиям, систематически связанные с особенностями окружающей среды, это было
расценено как доказательство существования перцептивных механизмов, приобретаемых в процессе
научения. Заслуживает особого упоминания важная методологическая особенность этой работы, к-рая
может оказаться полезной для разнообразных кросс-культурных исслед. Сегалл и др. обнаружили, что
люди, принадлежащие к культурам, где изобиловали строения с прямыми углами (получившие название
«среды, созданной плотником» (carpentered environment)), оказались более чувствительными к иллюзии
Мюллера—Лайера, тогда как представители культур, где преобладали открытые перспективы, были
более восприимчивы к горизонтально-вертикальной иллюзии. Так, жители США, по сравнению с
африканскими деревенскими жителями, были более восприимчивы к первой иллюзии и менее — ко
второй. Взаимодействие между выборкой и стимулами исключает множество возможных
альтернативных объяснений, таких как незнакомство с задачей в одной или неск. выборках.
Несмешивающиеся переменные
Интригующая возможность состоит в том, что переменные, к-рые встречаются вместе в одной
культуре и, следовательно, смешиваются при любом статистическом анализе, можно изучить по
отдельности в др. культурах или путем кросс-культурного сравнения. Классическим примером этого
является анализ поведения, к-рое З. Фрейд наз. «эдиповым комплексом», проведенный Б. Малиновским.
При кросс-культурном анализе эдипова комплекса оказалось, что наблюдения Фрейда основывались
лишь на ограниченном наборе условий, существовавших в Вене в конце XIX в.
На островах Тробриан Малиновский наблюдал, что отец отнюдь не всегда становится объектом
враждебности мальчика. Неприязнь была скорее направлена против брата матери, к-рый в этой
культуре поддерживал дисциплину. Т. о., исходя из того, кто является источником поддержания
дисциплины, вызывая к себе нелюбовь, можно было предсказать напряженные отношения мальчика со
своим дядей по материнской линии. Малиновский высказал предположение, что мальчик действительно
может испытывать неприязнь к отцу, но вовсе не потому, что отец является любовником матери, а
вследствие выполнения им дисциплинарных функций. Т. о., кросс-культурные наблюдения проясняют
ситуацию, существующую у европейско-американских народов.
Во мн. работах «кросс-культурные» или «культурные» переменные служат просто ярлыками для
пакета смешиваемых понятий. Анализируя межкультурные браки, Фонтейн и Дорх работали с
различными категориями супружеских пар, что позволило им разложить на составляющие чрезмерно
общий термин «кросс-культурный». Они собирали данные о парах, состоящих в межэтнических браках,
в к-рых супруги имели различный цвет кожи; о парах, состоящих из выходцев из различных стран, но
не различающихся по цвету кожи; и о парах, в к-рых супруги принадлежали к различным религиозным
конфессиям. Кроме того, они собирали данные о внутрикультурных браках, с тем чтобы
дифференцировать проблемы, с к-рыми сталкиваются все женатые пары, от тех, к-рые имеют
межкультурный аспект. Исследователи обнаружили, что в межэтнических браках наблюдалась иная
динамика, чем в парах, в к-рых супруги были выходцами из разных стран. Межэтнические пары
заявляли о большем количестве трудностей, к-рые, как они чувствовали, проистекали из внешних
факторов в их общинах, тогда как пары выходцев из разных стран, не различающиеся по цвету кожи,
усматривали больше проблем, связанных с внутренними факторами брачных партнеров или самих
браков. Авторы истолковали эти рез-ты как демонстрацию того, что иная страна происхождения не
Hosted by uCoz