Navigation bar
  Print document Start Previous page
 538 of 1766 
Next page End  

делают рискованным использование ролевой игры как метода обучения.
При низкой включенности и ориентации обучения на поведение обучающихся ставят перед
фактом, что их приспособление к др. культуре и достижение поставленных целей будет зависеть от
овладения поведением, отличающимся от привычного для них. Это может делаться с использованием
моделирования, при к-ром персонал учебного центра демонстрирует адекватные образцы поведения в
таких важных областях, как первое знакомство с др., способы перехода от салонной болтовни к важным
вопросам, способы выражения несогласия без риска оскорбить собеседника и т. д. Один из способов
подойти к теме изменения поведения — создание набора соц. ситуаций, знакомых обучающимся по
собственной культуре. Затем, при наличии сведений о др. культурах, инструкторы могут обсуждать или
демонстрировать поведение, к-рое было бы адекватным в ситуации планируемого проживания клиента.
Напр., иностранные студенты, привыкшие к покорному записыванию лекций, смогут увидеть, как уч-ся
в США спорят с профессорами, предлагая оригинальные варианты своего решения. Бизнесмены,
привычные к тому, что деловые вопросы обсуждаются в течение первых пяти минут встречи,
столкнутся с важностью использования салонной болтовни и манеры ведения деловых переговоров,
способствующей формированию доверия между гостями и хозяевами, в Азии или Латинской Америке.
Советники по технической помощи, привыкшие нанимать сотрудников исходя из их деловых качеств,
узнают, что в нек-рых странах придется испытывать сильное воздействие родственников или
влиятельных чиновников.
При высокой включенности и ориентации обучения на поведение происходит погружение
участников программы в соц. ситуации, в к-рых им придется менять свое привычное поведение для
достижения поставленных целей. Разница между этим подходом и разыгрыванием ролей состоит в
большем объеме вариантов новых образцов поведения, к-рые предлагается освоить обучающимся. При
обучении с высокой включенностью имитация зарубежной культуры, в к-рой предстоит жить
участникам программы, производится с максимально возможной степенью точности. Если обучение
проводится уже за рубежом, то достичь этого относительно несложно. Напр., учебная программа
Корпуса мира в Непале предусматривает проживание обучающихся в семьях местного населения в
течение продолжительного периода времени, после чего проводится групп. обсуждение и оценка
продемонстрированного поведения. Участники одной из наиболее интенсивных учебных программ
готовились к работе на удаленных островах Тихого океана в деревне, специально построенной на
Гавайях. Там они отрабатывали поведение, необходимое для соц. приспособления и успешной работы.
Они учились добывать себе пищу в связи с возможным дефицитом или отсутствием продовольственных
магазинов. Они учились развлекать друг друга в связи с отсутствием кинотеатров и телевидения. Они
учились работать, обходясь без привычных технических приспособлений. Они привыкали к
невозможности побыть одному. Далеко не все смогли выдержать такую тренировку до конца.
Положительный момент этой программы — то, что гораздо более благоприятным яв-ся выпадение из
учебной группы не при столкновении с реальными трудностями, а в присутствии поддерживающего и
сочувствующего персонала. Эта помощь не м. б. оказана при срыве и возвращении домой после
реального начала работы за рубежом.
Эффективность
Исслед. эффективности показали, что хорошо спланированные учебные программы оказывают
положительное влияние на мышление, аттитюды и реальное поведение людей. Лица, прошедшие
обучение, демонстрируют меньше негативных стереотипов, усваивают более сложные представления о
зарубежных культурах и становятся более космополитичными в своем мышлении. Они с удовольствием
общаются с местным населением и развивают навыки совладания с неизбежными стрессами,
возникающими даже в ходе наиболее успешного пребывания за рубежом. У них складываются более
хорошие межличностные отношения в мультикультурных рабочих группах, эффективность их
взаимодействия подтверждается принимающими их представителями местного населения, они могут
модифицировать привычное поведение для того, чтобы лучше соответствовать ожиданиям иной
культурной среды. Ввиду повышения потребности в эффективном межкультурном общении в связи с
такими факторами, как иммиграция, междунар. коммерческие отношения и выход на политическую
арену разнообразных этнических групп, заявляющих о себе, в будущем, несомненно, можно ожидать
повышения внимания к К. к. у. п.
См. также Модификация поведения, Кросс-культурная психология, Культурные различия,
Промышленные консультанты, Разыгрывание ролей
Р. У. Брислин
Hosted by uCoz