Navigation bar
  Print document Start Previous page
 539 of 1766 
Next page End  

Культура и психотерапия (culture and psychotherapy)
Культуру можно рассматривать и как источник, и как продукт поведения чел. Каждый чел
обладает присущими только ему специфическими биолог. задатками и воспитывается в конкретной
материальной и культурной среде, разделяя с др. общие установки, образ действий и способы общения,
манеру одеваться и пищевые привычки, форму правления, определенные навыки, язык и религиозные
практики. Мн. большие, сложные об-ва яв-ся поликультурными .
В настоящее время все, в общем, согласны с тем, что осн. формы психозов можно обнаружить во
всех культурах. Однако характер психоза может сильно зависеть от печати конкретной культуры, к-рую
она оставляет на чел.
В различных об-вах по-разному подходят к лечению психич. и соматических заболеваний.
Заболевание могут пытаться лечить или облегчить колдуны, шаманы, медики или curanderos (хилеры).
Во мн. частях мира все еще считается, что колдовство или сглаз в прошлом м. б. причиной различных
психич. болезней. В нек-рых группах североамериканских индейцев приемлемы определенные формы
поведения, считающиеся патологическими в др. сообществах.
Редлих, Холлиншед и Беллис изучали терапевтическое лечение больных из пяти разных
социоэкономических групп. В рез-те они обнаружили, что больные, находящиеся на самых низших
социоэкономических уровнях, были наименее склонны обращаться за терапевтической помощью и,
вероятно, меньше др. меняли свое отношение к психотер. Кроме того, людей с низким
социоэкономическим статусом чаще госпитализировали, чем больных из двух самых высших слоев об-
ва, а тж, по-видимому, чаще лечили медикаментозно, вообще не прибегая к психотер. Кэролайн Б. Блок
в работе «Черные американцы: опыт кросс-культурного консультирования и психотерапии» (Black
Americans and the cross-cultural counseling and psychotherapy experience)
отметила, что чернокожих
американцев чаще помещают в психиатрические клиники и раньше выписывают, чем белых.
Фрейда культура интересовала исключительно в интеллектуальном смысле.
Геза Рохейм первым из психоаналитиков начал проводить полевые исслед. и жил в неск.
племенах, находящихся на дописьменной фазе развития. В работе «Происхождение и функция
культуры» (The origin and function of culture) Рохейм описал, как он был очевидцем того, что множество
травм, никогда не рассматривавшихся Фрейдом (особенно связанных с обрядами достижения половой
зрелости), приводили к разнообразным конфликтам и комплексам в данном об-ве. Рохейм вел
интенсивную полевую работу среди аборигенов Австралии. С того времени мн. антропологи, психологи
и психоаналитики часто применяли подобный психодинамический подход при изучении личности в
разных неевропейских культурах. Однако есть и такие, кто считает, что осн. на учении Фрейда
психодинамическая теория имеет более узкий диапазон пригодности.
Культурные факторы необходимо принимать в расчет и при коммуникации — вербальной и
невербальной — между пациентом и терапевтом. В 1961 г. Джером Франк в работе «Убеждение и
исцеление: сравнительное исследование психотерапии» (Persuasion and healing: A comparative study of
psychotherapy)
показал, что, несмотря на цель — высвобождение эмоций, терапия требует
рационального общения и осмысления. Впрочем, это зависит от общепринятого понимания вопросов
терапии, к-рое может коренным образом отличаться в разных культурах.
Какие вопросы будут заданы, как они должны быть построены и каких тем необходимо избегать
при первой беседе с пациентом — это ключевые вопросы в кросс-культурной психотер. При
проведении полевых исслед. антрополог учится так строить интервью, чтобы задаваемые вопросы были
правильно поняты. Карстэарс в работе «Кросс-культурное психиатрическое интервью» (Cross-cultural
psychiatric interviewing) показал, что языковой барьер м. б. большим препятствием, чем ожидалось, при
интервьюировании пациента из др. культуры. Карстэарс обнаружил, что в Индии пациенты часто своим
видом показывают, что они понимают английский лучше, чем оказывается на самом деле. Это может
приводить к искажениям, мешающим точной оценке терапевтом положения пациента.
Эдвард Холл придумал термин «проксемика» для обозначения научной дисциплины, изучающей
то, каким образом люди бессознательно структурируют окружающее пространство. Он описал свои
исслед. в работе «Система счисления проксемического поведения» (System of notation of proxemic
behavior). В США двое взрослых при разговоре обычно стоят на расстоянии 2 футов друг от друга. Для
латиноамериканца или араба сидеть или стоять на таком большом расстоянии от др. чел. будет
считаться грубостью. Когда американцы — психотерапевт и пациент — сидят на расстоянии неск.
футов друг от друга, пациенту это может показаться проявлением равнодушия и холодности со стороны
терапевта.
Hosted by uCoz