Navigation bar
  Print document Start Previous page
 540 of 1766 
Next page End  

Психотерапевтов специально обучают понимать свои собственные чувства и чувства пациента и
справляться с ними подходящим способом. Иногда, однако, разные привычки терапевта и пациента
могут вызывать неожиданные эмоциональные реакции как со стороны терапевта, так и со стороны
пациента. Терапевт обязан понимать и принимать во внимание особые, непохожие на его собственные,
чувства и проблемы, связанные с культурными паттернами пациента.
Часто высказывались предположения, что терапевт и пациент должны принадлежать к одной
культуре (или же к одной из разновидностей общей культуры), а тж быть одного пола. Напр., терапевт
мужского пола, американец японского происхождения должен получать наилучшие рез-ты, работая с
американским пациентом мужского пола, имеющим японские корни. Однако мн. пациенты могут
пожелать работать с терапевтами из др. культуры или др. разновидности их собственной культуры. Они
могут посчитать, что такой терапевт не будет осуждать их так, как это сделал бы представитель их
собственной, узкой культурной группы. Вероятно, успех терапии зависит больше от способности
терапевта понять культурные различия и связанные с ними ценности, аттитюды и формы поведения,
чем от его принадлежности к определенной культурной группе.
См. также Кросс-культурное консультирование, Кросс-культурная психология,
Культуроспецифические расстройства
Т. М. Абель
Культурно свободные тесты (culture fair tests)
Термин «К. с. т.» относится к тестам, «справедливым» в отношении любой конкретной
культурной группы. И хотя технически невозможно разраб. тест, полностью лишенный
систематических ошибок, обусловленных культурными факторами, существует множество примеров
таких тестов, к-рые, по мнению авторов, могут наз. «культурно свободными» по природе. Тест является
культурно смещенным, когда члены одной культурной группы дискриминируются по их способности
отвечать на вопросы исключительно на основе той культуры, в к-рой они выросли. Напр., если задания
теста содержит слова или фразы, к-рые обычно используют представители среднего класса белых
американцев, но редко — малоимущие чернокожие американцы, то этот тест будет давать
систематическую ошибку по отношению к последним. Согласно утверждению У. Джеймса Пофама в
работе «Совр. пед. измерения» (Modern educational measurement), необъективность в тестировании
появляется всякий раз, когда члены к.-л. подгруппы несправедливо наказываются или, напротив,
получают преимущества вследствие принадлежности к данной подгруппе. Эта необъективность может
принимать разные формы и обнаруживаться: а) в качествах теста, таких как стиль формулировок; б) в
манере тестирования; в) в манере интерпретации рез-тов.
Тест считается культурно смещенным тогда и только тогда, когда он измеряет нечто разное в
двух или более субкультурах, а вовсе не потому, что разные культурные подгруппы получают
различные оценки по этому тесту. Иными словами, тест не обязательно дает смещенные относительно
определенной культуры рез-ты, когда дети меньшинства оцениваются ниже как группа, чем дети
большинства населения. Данное несоответствие может означать, что в процессе обучения детям,
принадлежащим к этому меньшинству, просто не дали информации, необходимой для ответов на
вопросы теста и, следовательно, для отражения недостатков образовательного процесса.
Хотя большинство авторов тестов сознательно стараются снизить связанную с определенной
культурой пристрастность при выборе и формулировке заданий, составлении инструкций и
интерпретации рез-тов тестирования, предпринималось немало попыток создать К. с. т., специально
конструируемые т. о., чтобы получить одинаковые распределения оценок для различных подгрупп.
Большинство таких тестов измеряют уровень умений в области общей невербальной способности. В
рез-те одной из целенаправленных, широкомасштабных попыток создать тест, свободный от влияния
культуры, появился тест общего интеллекта Девиса — Иллса. Предполагалось, что он будет измерять
общую способность к рассуждению, опираясь на действие с рисованными картинками людей в
знакомых ситуациях, а не с чисто словесным или абстрактным материалом. Тест предназначался для
работы с детьми в возрасте от 5 до 12 лет. Испытуемые рассматривали каждую картинку и делали
выбор из трех возможных объяснений, зачитываемых исследователем. Тем не менее исслед. показали,
что надежность и валидность этого теста явно недостаточны и что он не сокращает различий между
подгруппами по показателям результативности, выявляемых с помощью др. тестов интеллекта.
Иной подход к свободному от влияния культуры тестированию был развит Лайонелом
Пенроузом и Дж. К. Равеном, опубликовавшими серию тестов «Прогрессивные матрицы Равена». Эти
Hosted by uCoz