Navigation bar
  Print document Start Previous page
 541 of 1766 
Next page End  

тесты были разраб. для оценки единого общего фактора интеллекта (фактора g)
к-рый, согласно теории
Чарльза Э. Спирмена, проявляется во всякой интеллектуальной деятельности и, следовательно, должен
измеряться всеми когнитивными тестами. Существует три формы «Прогрессивных матриц Равена»:
«Стандартные прогрессивные матрицы» для обследования лиц в возрасте от 6 лет и старше; «Цветные
прогрессивные матрицы» для обследования детей в возрасте от 4 до 10 лет; «Прогрессивные матрицы
повышенной сложности» для обследования «незаурядных» подростков и взрослых. Задача испытуемого
— выбрать один из шести возможных вариантов вставок, подходящих для заполнения пустого места в
матрице-шаблоне (рис. 5). Тесты проводятся индивидуально или в группах и без ограничения во
времени. Инструкции очень просты. Цветные прогрессивные матрицы легче для маленьких детей, чем
стандартные, и особенно полезны для обследования детей с задержками психического развития. Любую
из форм ПМР можно заполнить в течение 1 часа или быстрее.
Рис. 5. Образцы заданий из теста «Прогрессивные матрицы Равена»
К. с. т. интеллекта Кэттелла по большей части не содержат картинок и словесных заданий; их
можно проводить как индивидуально, так и в группе, хотя частые и иногда слишком длинные
словесные инструкции могут затруднить проведение этого теста с большими группами. Исслед. с
помощью теста Кэттелла показали, что различные культурные подгруппы не получают одинаковых
средних оценок. Эти рез-ты в совокупности с данными др. исслед. говорят о том, что различия в
средних оценках подгрупп вряд ли можно объяснить только наличием словесных заданий в тестах.
Еще один подход к свободному от влияния культуры тестированию реализован Джейн Мерсер в
Системе мультикультурного множественного оценивания (System of multicultural pluralistic assessment
SOMPA). Этот подход состоит в использовании батареи измерительных инструментов и последующем
сравнении полученных оценок не только с нормой в национальной группе, но и с оценками детей со
сходным происхождением.
См. также Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными факторами, Меры
интеллекта, Психометрика, Смещение результатов тестирования, связанное с расовыми
(этническими) признаками
Дж. Г. Мак-Миллан
Культурные различия (cultural differences)
Образ мысли и действий людей различается в зависимости от их принадлежности к той или иной
культуре. Вследствие важности культуры в жизни чел. специалисты в области соц. наук давно
интересовались ее воздействием на личность и поведение. Культуры различаются не только по способу
пр-ва и поддержания жизни, но и по тому, чем люди владеют и как они мыслят.
Антропологи и соц. психологи показали выгоды изучения простых (гомогенных) об-в в целях
сравнения их с такими сложными (гетерогенными) культурами, как культура США. Наблюдая
поведенческие различия, они могут получить представление о том, какие виды и формы поведения
изменяются от культуры к культуре, а какие яв-ся относительно постоянными и встречаются во всех
культурах. Иногда рез-ты таких сравнений буквально поражают и оказывают существенное влияние на
взгляды представителей соц. наук в отношении поведения и развития чел.
Классический пример такого изменения — изменение взглядов ученых на развитие подростков
после исслед. Маргарет Мид культуры Самоа, опубликованных в сборнике ее работ «Из южных морей»
(From the south seas). В начале 1900-х гг. Г. Стэнли Холл представил доводы (особенно убедительные в
Hosted by uCoz