Navigation bar
  Print document Start Previous page
 55 of 1766 
Next page End  

ПТСР даже через мн. лет после этих событий.
ПТСР соответствует следующим критериям: а) наличие определенного стрессора, к-рый в
принципе может вызвать дистресс практически у каждого; б) повторное переживание травмы с такими
симптомами, отсутствовавшими до психотравмировавшего события, как нарушения сна, чрезмерные
реакции испуга или нарушения концентрации внимания; в) утрата чувств, или «эмоциональная
анестезия»; г) избегание ситуаций, к-рые могли бы вызвать ассоциации с психотравмировавшим
событием.
А. ч. с. позволяет выделить 5 этапов с т. зр. их предположительного психол. воздействия: а) этап
инициального воздействия, на к-ром преобладают тревога и специфические страхи; б) героический
этап, на к-ром многие могут выкладываться физически и психически до полного истощения, чтобы
совладать с бедствием и оказать помощь другим; в) этап медового месяца, на к-ром человек испытывает
чувство благодарности и радость от того, что выжил и получил помощь от различных гос. и частных
учреждений; г) этап разочарования, на к-ром появляются фрустрация и возмущение, направленное на
чиновников и властей в связи с недостаточностью и несвоевременностью их действий и д) этап
реорганизации, на к-ром идет психич. и эмоциональное восстановление: человек начинает
реалистически относиться к происшедшему и принимает необходимость того, что ответственность за
решение наличествующих проблем он должен взять на себя.
Мн. жертвы чрезвычайных ситуаций безусловно нуждаются в психол. помощи, в особенности
когда могут быть использованы адекватные методы переобусловливания и десенсибилизации. Без
такого вмешательства воздействие психотравмировавшего события может длиться годами.
См. также Стресс
К. Фредерик
Аналитическая психология (analytical psychology)
А. п. — рез-т трудов К. Г. Юнга (1875—1961) и его последователей, к-рые продолжают
развивать его теорию и расширять ее клинические приложения. В 1907 г. Юнг стал сторонником
Фрейда и активным членом психоаналитического кружка, но в 1913 г. покинул его вследствие филос. и
теорет. разногласий.
Филос. основу теории Юнга составляет телеологическое допущение организменной
целенаправленности, благодаря к-рой трансформационные процессы индивидуации разворачиваются в
каждом чел. по путям, уже заложенным в уникальном потенциале психол. центра, названному Юнгом
Самостью. Сначала концепции Юнга были отвергнуты американской психологией по тем же самым
причинам, по к-рым к ним с уважением прислушались в эпоху расцвета холистических подходов и
теорий самоактуализации; начало этой эпохи было положено американскими авторами 1950-х гг.
Юнговская концепция Самости подчеркивает важность равновесия и целостности, но выходит далеко за
пределы этого, признавая, что духовная основа и трансцендентный источник творческой силы
свойственны потенциалу роста в душе каждого чел.
Понятие Самости у Юнга невозможно ясно определить или полностью раскрыть без обращения
ко всей его теории. Эта необычайно многоаспектная и обобщающая теория представляет психологию
индивидуума как уходящую корнями в эволюционную историю, зафиксированную в форме
архетипического образа и предрасположенности в коллективном бессознательном. Символизируемое
океаном как первичным источником и вместилищем биолог. эволюции, коллективное бессознательное
предваряет и содержит в себе всплывающее сознание человечества. Т. о., Я как носитель
дифференцированного сознания — более поздний «пришелец» в развитии чел., «остров», поднявшийся
из глубин океана. Юнг представляет себе истинный центр души в виде созидательного источника, из к-
рого появляется жизнь и начинается развитие, и этим источником (одновременно и парадоксально
уникальным, и универсальным, биолог. и трансцендентальным) является Самость.
Понятие бессознательного у Юнга включает индивидуальную сферу личного бессознательного,
производного от впечатлений детства, но простирается дальше этого в океанические глубины
коллективного бессознательного (тж называемого объективной душой в отличие от личной и
субъективной), к-рое поддерживает связь индивидуума с трансцендентным Источником его
уникального созидательного потенциала и обеспечивает ему доступ к психол. наследию челов. опыта с
незапамятных первобытных времен. Язык бессознательного — это символические образы,
представляющие «неосязаемую» внутреннюю реальность как если бы она была нарисованной сценой.
Символический модус применим к тому, что никогда не м. б. познано полностью, и эссенциальная
Hosted by uCoz