Navigation bar
  Print document Start Previous page
 561 of 1766 
Next page End  

неправильным истолкованием этих текстов, это поднимает важную проблему о психол. основах
реакции читателя на ЛП. Осн. теоретиком данного вопроса был Н. Н. Холланд. Очевидно, что каждый
читатель текста подходит к этому тексту с некой интерпретативной схемой, к-рая отражает его
личность.
Др. многообещающий подход состоит в рассмотрении различных подходов к анализу одного и
того же текста группы литературных критиков в попытке выявить универсальные интерпретативные
структуры, не зависящие от индивидуального истолкования текста каждым критиком. Такие
метаанализы истолкований ЛП характеризуются важными чертами сходства с существующей в
клинической психологии потребностью в идентификации общих элементов и структур в
интерпретативных диагностических и психотерапевтических усилиях врачей.
Структуралистский подход отвергает представление о том, что тексты существуют для того,
чтобы их истолковывать, или что они содержат в себе истину или смысл. Структуралисты заняты
поиском систематической «научной» конструкции, к-рая бы позволила им свести тексты к набору
базовых семиотических категорий, с тем чтобы устранить как таковой опыт читателя. Текст «читает»
себя сам.
Лакан, находящийся под влиянием структурной лингвистики Соссюра и структурной
антропологии Леви-Стросса, выдвигает в качестве центрального принципа идею, что бессознательное
структурировано подобно языку. Лакан отвергает американскую психоаналитическую эго-психологию
с ее акцентом на адаптивных, синтезирующих и интегративных аспектах эго в литературном
творчестве. В противоположность этому Лакан подчеркивает отчужденную инаковость (otherness) эго и
себя, к-рую он считал центральной для фрейдовских понятий нарциссизма и идентификации. Младенец
сперва начинает развивать свое отчужденное «Я» — Лакан наз. это «зеркальной стадией» развития,
имея в виду, что мать как зеркало служит для младенца опорным планом себя как др. Идея Лакана о
зеркальной стадии позволяет вновь ввести понятие имаго (imago)
в литературный анализ и
обеспечивает связь между психоаналитическими концепциями и понятием архетипа у Юнга.
Деконструктивистская программа испытала на себе сильное влияние Хайдеггера, Фрейда и
Лакана. В еще большей степени, чем Лакан, Деррида стремится определить текст не только как
присутствие, но и отсутствие, с тем чтобы в конечном итоге уничтожить сам текст. Текст Фрейда или
любого писателя стирается, разбирается или разрушается, с тем чтобы его можно было
реконструировать или переписать так, чтобы показать текст, к-рый ему «неизвестен». Конечным рез-
том критического анализа Дерриды является представление текстов, фрейдовских или же др.,
допускающими различные истолкования, неокончательными, никогда до конца не понятыми, никогда
до конца не сконструированными или не разобранными. Как и в последнем комментарии Фрейда к
психоаналитической терапии, текст становится одновременно допускающим прекращение и не
допускающим его.
Чему может научиться психолог, читая художественную литературу? Вероятно, наиболее
психологически проницательным из поэтов был Уильям Блейк, чьи поразительно тонкие и глубокие
проникновения в челов. душу еще только ожидают своего адекватного осознания и исслед. Не только
его идеи, предвосхитившие концепции Фрейда и Юнга, но и вся совокупность его работ, как
литературных, так и эстетических, тж требует интерпретации в его собственных психол. терминах, что
могло бы способствовать разраб. важных представлений в отношении челов. личности.
Романтический поворот к «Я» сильно выражен у Вордсворта, чьи поэтические тексты содержат,
пожалуй, наиболее яркие рекапитуляции раннего детского опыта, включая младенчество. Сложные
идеи Кольриджа перекликаются со мн. совр. психол. проблемами, включая его представления
касательно воображения и фантазии. Вклады Китса в психол. понимание в целом подверглись
большему осмыслению, в т. ч. его акцент на идентичности как ключевом факторе формирования
личности и его идеи о процессе творчества, включая отрицательную одаренность, его оксюморон для
процесса, благодаря к-рому художник слова добирается до вопросов, занимающих центральное место в
теории сновидений Фрейда.
Психология в своем стремлении к систематическому пониманию челов. личности нуждается в
том, чтобы литература постоянно напоминала ей о том, где ее концепциям не хватает той глубины,
сложности и богатства, к-рые характеризуют чел.
Дж. Байри
Личное пространство (personal space)
Hosted by uCoz