Navigation bar
  Print document Start Previous page
 569 of 1766 
Next page End  

безопасности более характерно для интерналов, чем для экстерналов. Впечатляет именно то, что такая
общая, неспецифическая личностная переменная, как И — Э, обнаруживает подобные связи с
вышеперечисленными формами поведения, особенно если учесть сложный, определяемый множеством
факторов характер последнего.
Во мн. отношениях интерналы кажутся более компетентными, чем экстерналы. Возможно, это
впечатление возникает вследствие их более активных попыток приобрести информ., к-рая позволит им
оказывать воздействие на внешнюю среду, поскольку они уверены в том, что способны оказывать такое
воздействие.
В тех случаях, когда др. пытаются оказать межличностное влияние, обычно ожидается, что
интерналы будут более стойкими, чем экстерналы; по крайней мере, их согласие должно бы быть более
обдуманным и логически обоснованным, чем просто рефлекторное действие. Ряд исслед. подтвердил
это предположение. В основном такие данные получены в исслед. конформности, неявного влияния и
др. подобных явлений. В той степени, в какой вербальное обусловливание представляет собой
ситуацию неявного влияния, накопленные здесь данные тж можно считать подтверждающими
сделанное выше предположение, т. к. мы обнаруживаем, что у экстерналов легче вырабатываются
условные реакции этого типа, чем у интерналов. Сходные рез-ты обнаруживаются при рассмотрении
изменения аттитюдов. Экстерналы кажутся необыкновенно восприимчивыми, особенно в тех случаях,
когда они сталкиваются с информ. из авторитетных источников.
Рез-ты исслед. в области достижений крайне неоднозначны. У детей академические успехи
прямо связаны с интернальными убеждениями, тогда как у студентов колледжей эта связь заметно
ослабевает или же становится обратной. Аналогично этому, когда дело касается изучения связей
потребности в достижении с переменной И—Э, данные носят довольно противоречивый характер и к
тому же часто зашумляются влиянием половых различий. В смежной области исслед. было
установлено, что интернальные дети в большей мере способны откладывать немедленное удовольствие
ради получения отсроченного вознаграждения. Подобным же образом, поскольку экстерналы чаще
относят рез-ты своей деятельности на счет внешних факторов, они не способны в полной мере испытать
чувство гордости и удовлетворения, вызываемое достижениями и являющееся, как таковое,
неотъемлемой частью «синдрома достижения».
Сравнительно недавние исслед. были ориентированы на возможность того, что нек-рые
экстерналы выбирают свои убеждения в качестве защитной реакции. Т. е. «в действительности» они не
верят в экстернальную орг-цию мира. Скорее их экстернальные убеждения представляют собой своего
рода защитную рационализацию, чтобы можно было объяснить (оправдать) случившийся провал или
ожидаемый неуспех. Это направление исслед. наводит на мысль о том, что убеждения одних
экстерналов «конгруэнтны» их предыдущему опыту или динамике подкрепления, тогда как убеждения
др. — только «защитные» шаги, предпринимаемые с целью минимизировать последствия неудачи, к-
рые в противном случае могли бы подорвать жизненные силы «неудачника».
Происхождение И—Э
Возможно, наиболее серьезное отставание в публикациях по проблеме Л. к. наблюдается в
области систематических исслед. развития И — Э убеждений. И все же нек-рые взаимосвязи здесь были
отмечены, хотя бы в общих чертах. Напр., родители, одаривая своих детей теплом и любовью, наделяя
их чувством защищенности и положительным эмоциональным зарядом, помогая формировать
разнообразные умения и навыки, способствуют тем самым развитию у них интернальной ориентации.
Непротиворечивость родительских подкреплений, поведения и стандартов тж связана с развитием
интернальности у детей. Кроме того, данные ряда исслед. говорят о сочетаемости экстернальных
убеждений с низким социоэкономическим статусом. Расовые и этнические группы, к-рые практически
не имеют доступа к власти и лишены мобильности, обнаруживают более экстернальные системы
убеждений. Есть даже нек-рые основания считать, что отдельные культуры могут более или менее явно
приучать к экстернальной позиции.
См. также Полезависимость, Внутренне и внешне направляемое поведение, Послушание
Э. Дж. Фарес
Лонгитюдные исследования (longitudinal studies)
Лонгитюдные (продольные) исслед. подразумевают наблюдение отдельных людей или групп на
протяжении определенного периода времени в целях оценки изменения. Л. и. является одним из
важнейших методов психологии развития, изучающей зависящие от времени феномены. Осн. целью
Hosted by uCoz