Navigation bar
  Print document Start Previous page
 577 of 1766 
Next page End  

марихуаны наблюдаются нарушения дыхательных функций. Наиболее часто наблюдаемыми
негативными эмоциональными реакциями являются панические приступы. Описывались, кроме того, и
параноидные реакции. Постоянное употребление сопровождается рядом психосоциальных проблем, но
причинная связь здесь не доказана.
Предлагалось использование М. для лечения глаукомы и контроля побочных эффектов
химиотерапии раковых опухолей (тошнота и рвота). Нарастающее использование М. и противоречивые
сведения о ее потреблении и злоупотреблениях свидетельствуют о том, что она представляет собой
плодотворное поле для будущих научных исслед.
См. также Галлюциногены, Психофармакология, Злоупотребление психоактивными веществами
К. Ландау
Мастурбация (masturbation)
М. — термин, используемый для обозначения любого типа самостимуляции, обычно наружных
гениталий, с целью получения сексуального удовлетворения. В подростковом возрасте М. становится
одной из главных форм сексуального поведения и остается таковой для мн. взрослых. По оценке
Маккэри, примерно 95% взрослых мужчин и от 50 до 80% взрослых женщин мастурбировали в каком-
то периоде своей жизни.
Хотя в более ранние ист. периоды М. рассматривалась как признак испорченности или
греховности, сейчас ее обычно принято считать распространенной и почти всегда благотворной
практикой.
См. также Сексуальность человека
Дж. П. Мак-Кинни
Математическая теория научения (mathematical learning theory)
М. т. н. отражает распространившуюся тенденцию опираться на математику как инструмент в
разработке и оценке психол. теории, в частности, теории научения. Хотя достаточно несложно выделить
категорию эксперим. психологов, к-рых можно было бы назвать приверженцами количественной
теории, это вовсе не означает, что все они придерживаются одной и той же теорет. ориентации. Скорее,
их объединяет способ, или метод конструирования теории, к-рый можно назвать количественным.
М. т. н. обладает многочисленными преимуществами перед своими качественными двойниками.
Она позволяет тоньше дифференцировать набор возможных исходов эксперимента на подтверждающие
и не подтверждающие теорет. предсказания. Соответственно, можно делать эксплицитные однозначные
предсказания, т. к. имеются дедуктивные следствия. Это требует от теоретика координации теорет. и
наблюдаемых зависимых переменных.
При оценивании количественной теории, в отличие от качественной, должны учитываться нек-
рые дополнительные факторы. В исслед. научения уравнение позволяет нам вычислить значение нек-
рой меры поведения — зависимой переменной — для любого заданного количества попыток (проб).
Это уравнение будет содержать ряд констант, или свободных параметров. Чем больше в нем свободных
параметров (или констант), тем легче по нему предсказывать значения y, поскольку задача в этом
случае сводится к вопросу подбора кривой. В идеале, нам хотелось бы оценить свободные параметры в
одной ситуации и использовать их в другой. Однако это представляется чрезвычайно трудной, если не
невозможной, задачей при изучении поведения. Следовательно, мы должны постараться сохранить
общее число свободных параметров как можно меньшим, в идеале не более двух.
В количественной теории необходимо идентифицировать эти параметры, то есть, установить,
какой психол. процесс, механизм или переменную репрезентируют параметры данной теории. Тж
необходимо точно определить круг ситуаций, к к-рым применима теория.
Ранние попытки в создании количественной теории научения отличались чрезвычайно
широкими подходами и, по-видимому, отражали поиски «истинной» формы кривой научения. Наиболее
значительной начальной попыткой в создании количественной теории научения была теория Кларка Л.
Халла, впоследствии расширенная и усовершенствованная Кеннетом Спенсом. В подходе Халла—
Спенса использовалось множество свободных параметров, поэтому количественные оценки часто
сводились к задачам подбора кривых. Др. важной проблемой являлось отсутствие четкой связи между
наблюдаемыми и теорет. зависимыми переменными.
Эту проблему смог обойти Уильям К. Эстес, к-рый использовал вероятность реакции в качестве
Hosted by uCoz