Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 1766 
Next page End  

А. и реакцией на специфические стимулы, вызывающие эмоции. Это позволило предположить, что А.
является не устойчивым признаком шизофрении, а следствием психич. нарушений, низкого
социоэкономического и образовательного уровня.
Лонгитюдные исслед., к-рые позволили бы установить, действительно ли высокий уровень А.
является надежным предиктором психоза, все еще заставляют себя ждать. Нет ответа и на вопросы об
этических и практ. аспектах такого исслед., в особенности о потенциальном вреде, к-рый оно может
причинить. Необходимы тж нормативные данные об уровне А. в различных этнокультурных группах; в
частности, нормативные различия уже установлены между американцами европейского и азиатского
происхождения.
В целом связь между уровнем А. и психозом имеет клиническую значимость, но остается
недостаточно изученной. Она обладает диагностической ценностью, но недостаточной прогностической
ценностью. Не изучена ее профилактическая и терапевтическая значимость.
Хотя А. рассматривали, в основном, как возможный предиктор шизофрении, она наблюдается и
при др. соматических и психич. расстройствах. Дефицит способности испытывать удовольствие
считается частью различных синдромов — от деменции до ПТСР. А. сама по себе — не расстройство, а
лишь симптом расстройства; этот термин, собственно, еще не появился в наиболее профессиональных
руководствах или стандартных словарях. Его полезность как понятия, однако, очевидна.
См. также Депрессия, Эмоции, Безнадежность, Типы личности, Шизофрения
Э. Д. Шейер
Андрогиния (androgyny)
Хотя идея о том, что один человек может сочетать в себе как маскулинные, так и феминные
качества, впервые была высказана Карлом Юнгом в эссе «Анима и анимус», совр. психология уделяла
ей мало внимания до тех пор, пока Сандра Бем не ввела понятие А. С ее точки зрения, маскулинность и
феминность представляют собой комплементарные аспекты положительных черт личности и образцов
поведения, — и потому, в принципе, один и тот же человек может быть мужественным и женственным,
блюсти личные и коллективные интересы, проявлять инструментальность и экспрессивность, в
зависимости от того, насколько эти модальности соответствуют ситуации.
Хотя исследователи отказались от первоначального понимания А. как рецепта психич. здоровья,
само понятие А. оказалось весьма полезным для психологии. В частности, дискуссии в этой области
привели к тому, что психологи стали уделять больше внимания многомерности понятий пола и гендера.
Будущие исслед. в данной области могут быть направлены на то, каким образом соц. определения
половых ролей включаются в состав личной идентичности, в структуру Я и в механизм обработки
воспринимаемой людьми информ. о соц. действительности.
См. также Ролевые ожидания, Полоролевое развитие, Половые роли
Р. К. Унгер
Анимизм (animism)
А. — это приписывание характеристик чел. неодушевленным объектам или растениям и
животным, не проявляющим таких характеристик (напр., приписывание враждебности дереву или
доброжелательного отношения рыбе). Чаще всего объектом А. становится предмет, созданный руками
чел., напр. фигурка, высеченная из камня или вырезанная из дерева. Каким бы ни был объект, анимист
верит в его способность думать и чувствовать по-человечески. Подобно чел., такой объект имеет
«душу».
Термин «А.» происходит от латинского слова animus, или «дух». Сначала он использовался для
характеристики пантеистической концепции «одушевленности мира», однако вскоре прижился в
антропологии для описания религиозных представлений древних людей, к-рые были склонны наделять
предметы магической силой. Чтобы объяснить происхождение этой силы, было принято считать, что
предметы, как и люди, имеют «душу», причем душа эта существует независимо от своего вместилища и
покидает его в момент смерти ее обладателя. Считалось, что эти души обладали какими-то
исключительными способностями, кроме того, их часто наделяли сверхъестественными способностями
(напр., повлиять на исход охоты).
См. также Религия и психология, Суеверие
У. Э. Грегори
Hosted by uCoz