Navigation bar
  Print document Start Previous page
 586 of 1766 
Next page End  

Последствия привлекательности. Последствия межличностной привлекательности привлекли
к себе гораздо меньше внимания исследователей, чем ее предпосылки. Конечно, разделение причин и
следствий в контексте развивающихся взаимоотношений является отнюдь не простой задачей. Так,
взаимодействие между людьми может приводить к увеличению сходства выражаемых ими мнений и
интересов, что в свою очередь может оказывать влияние на их взаимную симпатию и последующее
взаимодействие и т. д.
Многие реакции на др. чел., по-видимому, вовсе не зависят от его привлекательности. В свою
очередь, привлекательность др. чел. обычно вызывает тенденцию сближаться и устанавливать
дружеские отношения с этим чел. Что не вызывает сомнений, так это то, что на формы, к-рые будет
принимать эта тенденция сближения, в значительной степени влияют ситуационные и личностные
факторы.
См. также Аттитюды, Экспрессивная мимика
А. Айзен
Межличностная коммуникация (interpersonal communication)
Под М.к. понимается процесс передачи информ. неким источником др. конкретному целевому
объекту или членам идентифицируемой группы. Эти коммуникации обычно осуществляются в ходе
личных взаимодействий, однако они могут также реализовываться с использованием почты, телефона
или других электронных средств. Г. Д. Лассуэлл смог выразить в одном предложении большую часть
предмета чел. коммуникаций: «Кто
сообщает что
по какому каналу кому — с каким
эффектом?»
Шеннон и Уивер применили к чел. коммуникации принципы электротехники. В качестве
источника сообщений можно рассматривать разум коммуникатора. По-видимому, сообщения
возникают в головном мозгу и кодируются для передачи др. людям. Источник должен иметь средства
передачи информ., такое как устная речь, жесты или письмо. Сообщение кодируется и посылается как
сигнал получателю, к-рый должен декодировать данное сообщение. Т. о., конечным пунктом
назначения сообщения является разум целевого объекта или индивидуального получателя.
Эта информ. модель оказывается полезной при рассмотрении некоторых чрезвычайно важных
вопросов в отношении М. к. Следует отметить, что источник может непреднамеренно передавать
информ. другим, как это происходит в тех случаях, когда невербальные признаки выдают лжеца.
Конечно, источник при этом может даже не отдавать себе отчета в к.-л. коммуникации.
Намеренные коммуникации могут рассматриваться с т. зр. того, насколько точно интерпретации
источника принимаются целевым объектом. По мнению ряда теоретиков, в основе процесса
коммуникации лежат разделяемые интерпретации, а не просто обмен информ. Любые помехи точной
передаче информ. называют шумом в системе коммуникации. Шум может возникать вследствие
нечеткости кодирования, проблем с каналами, по которым передаются сигналы, или ошибок
декодирования, допускаемых целевым объектом.
Из этого вовсе не следует, что любое несогласие между двумя людьми можно отнести за счет
шума. Целевой объект может оказаться способным воспринять т. зр. источника и полностью понять
предлагаемую интерпретацию, и тем не менее не согласиться с ней. Часто люди убеждены в том, что их
не понимают, когда в действительности другие люди просто не согласны с ними.
Путаница в разграничении языка и коммуникации часто имела место даже среди специалистов.
Чтобы провести такое разграничение, необходимо понять различия между знаками, сигналами и
символами. Знаки — это средовые стимулы, к-рые организм связал с другими событиями. Знаки жестко
и напрямую связаны с сопутствующими им событиями.
Сигналы — это знаки, вырабатываемые живыми организмами. Большинство животных могут
использовать сигналы в их взаимодействии с др. животными. Так, птицы могут издавать любовные
призывы, насекомые могут передавать запахи, а обезьяны прибегать к угрожающим жестам.
Символ, подобно сигналу, имеет референт. Однако символы не обязательно соотносятся с физ.
реальностью и могут не иметь пространственно-временных отношений со своими референтами.
Символы приобретают свое значение в сообществе пользователей, а не через связь с референтом.
Использование символов делает возможным развитие разнообразных абстрактных областей знания,
таких как история, литература, религия, иск-во и наука. Кроме того, оно обеспечивает основу для
конструирования индивидуумом соц. реальности, включая Я-концепцию.
Существующие данные указывают на то, что символы используются только людьми. Поэтому
Hosted by uCoz