Navigation bar
  Print document Start Previous page
 588 of 1766 
Next page End  

часто рассматриваются как первопричины своих поступков. Понятие ответственности тесно
переплетено с представлением о том, что, поступая тем или иным образом, чел. скорее руководствуется
своими собственными внутренними соображениями, нежели просто подчиняется неумолимым
требованиям окружения. В-третьих, люди могут намеренно манипулировать наблюдателем и
использовать его в своих целях, в то время как неодушевленные объекты — нет. Одна из целей
восприятия чел. — дать чел.-наблюдателю возможность спрогнозировать вероятные действия чел.-
стимула, с тем чтобы учесть их при планировании своих собственных действий.
Изучение восприятия чел. по сути представляет собой попытку реконструировать тот способ,
которым средний чел. с улицы перерабатывает информ. о др. людях и о самом себе. Такой чел.-
наблюдатель заинтересован в ответе на вопрос о том, почему данный чел.-стимул поступает или ведет
себя так, как он это делает. В соответствии с Хайдером, причины поведения обычно приписываются
либо окружению, либо самому действующему лицу. Когда то или иное действие может быть приписано
причинам из окружения, действующее лицо не считается ответственным за положительные или
отрицательные последствия своего поведения, но когда в качестве источников поведения
воспринимаются индивидуальные внутренние факторы, данное действующее лицо полностью несет
ответственность за такие последствия.
Большая часть работы, проделанной в области исслед. атрибуций, была связана с правилами,
которые используются наблюдателями при отнесении причин поведения за счет окружения или самого
действующего лица. Хайдер считал, что межличностная функция челов. восприятия состоит в том,
чтобы дать наблюдателю возможность прогнозировать и контролировать поведение др. людей.
Тенденция наблюдателей — принимать первую подходящую причину в качестве основания
поведения. Однако, в случае наличия др. правдоподобных причин, влияние любой специфической
причины в порождении эффекта обесценивается. Этот принцип обесценивания может приводить к
атрибуциям как средовых, так и личных причин наблюдаемого поведения. Кроме того, по мнению
наблюдателя, чем больше эффектов связано с поведением данного действующего лица, тем больше
вероятных причин его может существовать. Г. Келли, к-рый предложил этот принцип обесценивания
(discounting principle), также дополнил его принципом усиления значимости (augmentation principle).
Чем большее количество затрат рискует понести чел. для того, чтобы поступить так, как он поступает,
тем с большей вероятностью наблюдатель будет относить его поведение за счет внутренних личных
причин. Правило большого пальца заключается в том, что чем больше поведение действующего лица
отклоняется, по мнению наблюдателя, от поведения большинства др. людей в аналогичной ситуации,
тем в большей степени такое поведение будет связываться с чем-либо свойственным (или
приписываемым) только данному действующему лицу.
Наблюдатель может видеть поведение действующего лица только один раз или может
располагать неограниченными возможностями наблюдения за ним. Большинство атрибутивных правил
можно классифицировать как основанные либо на единичном наблюдении, либо на множестве
наблюдений. К первому случаю относятся следующие.
Внеролевое поведение (out-of-role behavior). Внеролевое поведение можно истолковать как
производное от принципа усиления значимости. Чел., нарушающий границы роли, тем самым
отказывается от обычных вознаграждений и, по-видимому, готов к принятию последующих негативных
реакций со стороны других. Поступая таким образом, следовательно, он должен руководствоваться
какими-то внутренними личными соображениями.
Необщие эффекты (попсоттоп effects). Наблюдатель может мысленно реконструировать
процесс принятия решения другим чел. для того, чтобы понять причину его выбора. Можно
предположить, что выбранной альтернативе было оказано предпочтение, потому что она максимизирует
некую ценность для данного чел., по крайней мере, в сравнении с другими альтернативами, т. е.
основой для принятия решения служит определенный эффект, который является необщим для
возможных вариантов решения, и этот эффект позволяет нам что-то узнать о чел., принимающем
решение.
Гедонистическая релевантность (hedonic relevance). Если поступки др. чел. оказывают
определенное положительное или отрицательное воздействие на наблюдателя, последний будет больше
склонен объяснять такое поведение личными причинами.
Персонализм (personalism). Когда наблюдатель ощущает на себе положительные или
отрицательные эффекты поведения действующего лица, у него может возникнуть мысль о том, не
предназначались ли эти эффекты специально для наблюдателя. Если наблюдатель сочтет, что данное
поведение было направлено на или против него (лично), этот наблюдатель более уверенно проводит
Hosted by uCoz