Navigation bar
  Print document Start Previous page
 590 of 1766 
Next page End  

взвешенного усреднения (algebraic weighted averaging model), которая получила довольно сильную
поддержку в эмпирических исследованиях.
Социальные психологи испытывают традиционный интерес к точности, с которой наблюдатели
приписывают действующим лицам эмоциональные состояния и личностные черты. Наблюдатели
демонстрируют довольно высокую точность в распознавании эмоций только на основе выражений лица,
движений рук, отдельных фотоснимков и голосовых интонаций. Более того, существует довольно
высокая степень согласованности между представителями различных культур в том, что касается этих
атрибуций в отношении идентичных стимулов. Последний факт оказывает определенную поддержку
дарвиновскому предположению о том, что культурные выразительные движения эволюционировали в
ходе филогенеза. Определенные ключевые признаки в социальном контексте позволяют наблюдателям
любой культурной принадлежности достигать большей «точности» в маркировании эмоциональных
состояний.
Каждый чел. склонен развивать имплицитную теорию личности, в которой различные виды черт
и диспозиций рассматриваются как взаимосвязанные или противоречащие друг другу. Напр.,
наблюдатель, к-рый осуществляет корреспондирующий вывод о том, что чел.-стимул обладает мотивом
власти, может впоследствии на основании цепочки последовательных умозаключений прийти к выводу,
что данный чел. обладает также набором др. черт (сильный, использующий других в корыстных целях,
агрессивный, холодный, грубый и т. д.).
Наблюдатели склонны полагать, что поведение др. людей характеризуется определенным
постоянством во времени. Для достижения представления о мире как упорядоченном и предсказуемом,
наблюдатель пытается сохранять и поддерживать устойчивые и осмысленные впечатления о др. людях.
Наблюдатели зачастую объединяют отдельные черты в кластеры, позволяющие описывать
определенные категории людей. Такого рода картины в наших головах называются стереотипами.
Когда значительная по размеру группа людей вырабатывает сходный по содержанию категориальный
кластер, говорят о соц. стереотипе. В этом смысле, стереотипы помогают организовывать восприятия
людей и обеспечивают основу для прогнозирования того, как могут вести себя в той или иной ситуации
чужаки. Несмотря на то, что в некоторых стереотипах может содержаться определенная доля истины,
по крайней мере применительно к обобщенным характеристикам групп в целом, они представляют
собой чрезвычайно грубую и несовершенную основу для понимания и взаимодействия с отдельными
людьми.
Одним из важных стереотипов, недавно изученных соц. психологами, яв-ся отношение к
красивым женщинам. Считается, что красивым женщинам чаще назначаются свидания, что они
обладают социально желательными чертами характера, более высоким уровнем интеллекта и
оказываются, в целом, более счастливыми в своей жизни. Красивые женщины также могут получать
преимущество в интервьюировании при приеме на работу и в текущих оценках эффективности
трудовой деятельности. Однако, существуют данные о том, что на более высоких уровнях менеджмента
физ. привлекательность оказывается ценным активом для мужчин и, наоборот, препятствием для
женщин.
Можно увидеть, что в литературе по межличностному восприятию чел. рассматривается по
большей части как инертный и просто присутствующий (наподобие портрета) стимул в ситуации, в к-
рой наблюдатель строит свои умозаключения, опираясь на предъявляемое ему поведение. В
действительности же, чел. может много выиграть или проиграть от тех впечатлений, к-рые извлекаются
из его поведения и, следовательно, мотивирован влиять на их формирование тем или иным образом. С
этой целью действующее лицо может использовать одну или более из богатого репертуара
существующих стратегий управления впечатлением для преодоления сложившейся идентичности в
глазах наблюдателя.
Управление впечатлением может носить защитный характер, имея целью исправление
запятнанной идентичности в результате совершенных ранее ошибочных действий или предупреждение
возможных отрицательных впечатлений от будущего поведения.
Действия по управлению впечатлением могут также носить ассертивный характер, связанный с
активными попытками действующего лица сформировать желаемую идентичность в глазах
наблюдателя. При возникновении личной атрибуции, действующее лицо будет добиваться
персональной ответственности и веры в положительные эффекты от своих действий и стремиться
достичь за них одобрения или других вознаграждений.
Изучение М.в. до сих пор осуществляется изолированно от того процесса динамического
взаимодействия, который предполагается теорией управления впечатлением (impression management
Hosted by uCoz