Navigation bar
  Print document Start Previous page
 593 of 1766 
Next page End  

соответственно подразделяются на категории сообразительных (bright normal), обладателей
превосходного (superior)
и выдающегося (very superior)
интеллекта в том виде, как он измеряется
шкалами Векслера. Приблизительно 2% совокупности находятся в каждой из крайних категорий:
выдающегося интеллекта и глубокой умственной отсталости.
Надежность указывает на согласованность (устойчивость) тестовых показателей индивидуума.
Обычно ее определяют путем сравнения (вычисления корреляции) тестового показателя индивидуума с
показателем, полученным в рез-те повторного проведения на нем того же самого теста или его
эквивалентной формы. Валидность показывает, действительно ли используемый тест измеряет то, что
он предположительно должен измерять, а именно: какие выводы можно сделать из тестового показателя
в отношении того, что находится за пределами данного теста. Т. о., валидность обычно используется
для характеристики того, в какой степени показатели IQ-теста коррелируют с прошлыми или будущими
измерениями эффективности деятельности индивидуума, напр., академической успеваемостью или
профессиональной успешностью.
Было разраб. неск. объективных мер уровня адаптивной успешности индивидуума (гл. обр. для
уровней успешности детей в повседневной жизни). Коэффициенты корреляции между показателями,
полученными на основе таких шкал адаптивного поведения, и показателями того же самого ребенка по
тестам интеллекта варьируют от 0,58 до 0,95, указывая на то, что адаптивное поведение и измеряемый
интеллект коррелируют, но не являются идентичными. Эксперты сходятся в том, что в области психич.
задержки (mental retardation) использование опытным специалистом наряду с показателями IQ клиента
показателей его социоадаптивного поведения и клинической истории повышало достоверность
диагноза психической задержки в большей степени, чем валидность любого др. диагноза в области
психопатологии.
Подобно большинству инструментов, методики психол. оценки могут использоваться в
разнообразных целях, как деструктивных, так и конструктивных, и их использование невозможно
отделить от опыта, компетентности и этических ценностей психолога. Большинство пользователей
тестов интеллекта применяют их мудро и гуманно и в сопряжении с мерами адаптивной успешности
стремятся проводить оценку т. о., чтобы максимально раскрыть потенциал каждого проходящего
обследование индивидуума.
См. также Модель структуры интеллекта, Векслеровские тесты интеллекта
Дж. Д. Матараццо, Д. Р. Денвер
Меры креативности (creativity measures)
Креативность (творчество) — это область когнитивного функционирования, играющая важную
роль в широком разнообразии решаемых человеком задач, причем не только в области иск-ва, но также
в технике, науке и других видах деятельности.
Большинство М. к. основаны на модели «структуры интеллекта» (SI) Дж. П. Гилфорда. Согласно
Гилфорду, можно провести различие между конвергентным и дивергентным продуцированием как
интеллектуальными операциями.
При конвергентном мышлении происходит «сужение» области поиска — при этом
рассматривается лишь несколько возможных альтернатив и выбирается единственное — наилучшее —
решение задачи или проблемы. Такое мышление проявляется при ответах в тестах, предполагающих
множественный выбор, а также в большинстве тестов общего интеллекта. В противоположность этому,
дивергентное продуцирование предполагает способность мыслить во многих расходящихся
направлениях и часто приводит к новым и оригинальным решениям проблем. Многие М. к. создавались
именно для оценки дивергентного продуцирования.
См. также Тестирование способностей
Ф. Бенсон
Меры критерия (criterion measures)
М. к. или критериальная мера — это стандарт, эталон и т. п. В психологии под критерием чаще
всего подразумевается стандарт (эталон) для оценивания валидности теста. Иногда термин «критерий»
также используют для обозначения переменной, значения к-рой предсказываются по др. переменным,
как в случае изучения множественной корреляции.
Когда дело касается оценки валидности теста, М. к. обычно выступает общепринятая мера
Hosted by uCoz